Одна из фундаментальных задач нынешнего времени (особенно для стран, освобождающихся из-под ига тоталитарных режимов и проходящих в таком многосложном процессе ряд "промежуточных стадий") – это перейти от общих деклараций и славословий по правам человека к реальному делу.
Условия, пути и способы решения возникающих здесь проблем, направленных на превращение в жизненную реальность современной культуры прав человека, многообразны. Они сопряжены со степенью утверждения в обществе начал последовательно демократической, либеральной цивилизации, институтов современного гражданского общества, природой, характером и честностью политической власти, деятельностью общественных правозащитных организаций, реальным делом и мужеством действительных подвижников правозащитного дела, со многими другими реалиями и факторами нашего сегодняшнего бытия.
Но быть может, среди этих различных условий, путей и способов есть ключевое звено?
Да, есть такой центральный пункт. Это в пределах юридических систем отдельных стран – такое юридическое возвышение прав человека, когда они обретают качество объективного права, а в отношении права в целом (права под углом зрения всего комплекса ныне существующих юридических систем) -- приобретение правом человека глобального значения.
Суть дела в том, что право – явление универсальное, общечеловеческое. А в этой связи и в том еще, что реализация ценностей и идеалов права (и прежде всего – тех, которые относятся к правам человека) должна не только получать фактическую жизнь через институты и механизмы объективного права данного государства, но и, по всем данным, реализоваться в мировом сообществе – в международном праве, в самом законосообразном порядке внешних связей государств, а главное – в состоянии и в "настроенности" права, характерном для мирового сообщества. Процесс, который сообразно аналогичным явлениям в экономике и политике в настоящее время определяется в качестве феномена глобализации.
Вопросы глобализации обычно рассматриваются в отношении экономики, информационной сферы, культуры, досуга и т. д. Здесь они сопряжены с трудными проблемами, вызывают разноплановые оценки. Особо острые в отношении экономически отсталых стран и регионов, где процессы глобализации, при всей их неодолимости и позитивных сторонах, подчас прикрывают господствующие статус и интересы наиболее могущественных государств, деятельность транснациональных структур, их претензии на расширяющееся господство.
Но вот в области права процесс глобализации наиболее примечателен, а быть может, и наиболее принципиально важен, конструктивен. Причем речь идет не о праве "вообще" и тем более не праве сильного, с другой стороны, не о системах национального права в той их части, которые затрагивают отношения и факторы национальной культуры и истории (в частности, семейные и близкие к ним отношения). Речь идет именно о праве человека.
Каковы доводы, обосновывающие это положение?
Главный из них заключается не только в том, что именно от права (права человека!) решающим образом зависит реализация и других процессов глобализации в их позитивном значении, но и в том, что право – это по самой своей природе, как уже упомянуто, универсальный институт в жизни людей на нашей планете. А общезначимым, всецивилизационным звеном этой универсальности являются как раз общепризнанные, фундаментальные права человека.
Вполне понятно поэтому, что в странах, особенно тех, которые только вступили на путь формирования права современного гражданского общества (и тем более – в экономически отсталых странах), опорными точками для такого правового развития должны стать как внутренние, существующие в данном обществе условия и импульсы, так и те планка и порог правовых ценностей, которые должны быть непреложными для человеческого сообщества на современной стадии развития цивилизации, и в этом отношении ценности права человека.
Весьма важно, что в этой области постепенно обозначается и такая сторона формирующегося мирового правопонимания, в соответствии с которой также и национальные правовые системы призваны действовать сообразно современным правовым ценностям.
Здесь прежде всего имеются в виду события 1998– 2000 гг. по делу Пиночета, бывшего чилийского диктатора. Генерал Пиночет, глава военной хунты, совершившей в начале 1970-х гг. государственный переворот и учредившей затем репрессивный режим в Чили, был в 1998 г. во время частной поездки задержан в Великобритании по обвинению, представленному Испанией, в преступлениях против человечности.
В то время, когда пишутся эти строки, казалось бы, все точки над "и" в этом деле уже поставлены. Пиночет в связи с состоянием здоровья по сугубо гуманным соображениям не выдан Испании, а получил возможность вернуться и некоторое время тому назад вернулся в Чили.
Но как бы то ни было, главное, что имеет принципиальное значение для права на рубеже нового, третьего тысячелетия христианской эры, уже произошло. Это главное заключается в том, что нарушение прав человека в любой стране получает оценку в качестве деликта надгосударственного порядка. А это значит, что права человека становятся действующим правом в глобальном отношении – на "наднациональном" уровнем. И что следовательно, права человека обладают, скажем так, универсальной юридической силой. И главное – в соответствии с приоритетом международного права каждая национальная юридическая система призвана строится сообразно принципам и критериям права человека.
Приведенные положения получают новое подкрепление в связи с тем, что в 2000—2001 гг. судебные инстанции Чили лишили Пиночета парламентской неприкосновенности и привлекают бывшего диктатора к юридической ответственности (именно в связи с нарушениями прав человека возглавляемой генералом военной хунты, притом более чем десятилетней давности). Значит, и на уровне национальной юрисдикции идея верховенства прав человека, притом в отношении ответственности недавнего политического лидера, становится ведущим правовым началом демократического общества, согласующимся с универсальным, надгосударственным значением общепризнанных прав человека.
Тут нужны еще вот какие дополнительные пояснения. В мировой юридической практике и до дела Пиночета права человека уже начали получать признание в качестве непосредственно действующих, обладающих прямой юридической силой, независимо от установлений той или иной национальной юридической системы. Еще в 1996 г. судебные инстанции Германии посчитали возможным на основании положений о правах человека привлечение к ответственности деятелей "другого", притом уже не существующего государства – бывших деятелей ГДР за действия, которые они совершали по существовавшему в свое время (но к рассмотрению юридического дела утратившему силу) "социалистическому законодательству".
Здесь же, в Великобритании, при рассмотрении дела Пиночета, такого рода линия не только получила завершение в виде признания глобального, надгосударственного юридического статуса прав человека, но и в соответствии со спецификой общего, прецедентного права нашла отражение в самом содержании действующей юридической системы. Ибо (сторона проблемы специального характера, не всегда принимаемая в расчет) право Великобритании характеризуется как раз тем, что в нем как в системе общего прецедентного права, демократические правовые ценности и идеалы не просто учреждаются декларациями "сверху" (что во многих случаях на долгое время оставляет их сугубо "бумажными" или даже пропагандистскими формулами), а формируются и утверждаются в самом процессе решения юридических дел, судом, судебной практикой и по своим результатам прямо "входят" в действующую юридическую систему, а отсюда и в практику правовой и политической жизни.
Есть весомые основания полагать, что перед нами – самое значительное явление в процессе преобразования (точнее – перенастройки) права в соответствии с требованиями современного гражданского общества. Сейчас, на рубеже нового тысячелетия, при всей значительности самого этого качественного перелома в мире права, мы пока находимся в первых фазах указанного процесса. Сам переход человечества к цивилизациям последовательно демократического, либерального типа происходит в ходе сложнейших столкновений, противоречий, переплетения разнообразных факторов, социальных сил, исторических зигзагов. И это, конечно же, накладывает свою печать на правовое развитие, нередко резко осложняет, деформирует его. Но принципиально важно, что "рубикон" здесь пройден, сам этот "качественный перелом" в мире права определился с должной строгостью, а главное – уже реально происходит.
В настоящее время, надо думать, все более важное значение приобретает отработка соответствующих юридических механизмов, всего правового инструментария – и сообразно инструментально-математическому пониманию права, и в соответствии с идеалами и критериями права человека. И хотя здесь перед нами – многотрудная работа, которая, по всем данным, потребует долгих лет упорного труда, уже сейчас просматриваются определенные элементы такого рода юридических механизмов, складывающихся в данной сфере юридических конструкций.
Эти элементы подтверждают общезначимость общих принципов права (таких как "абсолютность" соответствующих требований, "автоматизм" наступления правовых последствий). И вместе с тем в данной сфере очевидны перспективы дальнейшего углубленного исследования права как под углом зрения его гуманитарного содержания, так и с инструментально-математических позиций, отработки и совершенствования юридического инструментария, юридических конструкций, специфических правовых идей и принципов.