Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте особенности естественно-научного образования в XVIII в

1. Охарактеризуйте особенности естественно-научного образования в XVIII в.

2. Оцените состояние естественно-научного образования в начале и во второй половине XIX в.

3. Оцените педагогические идеи А.Любена и возможности их реализации в современном экологическом образовании.

4. Какие взгляды А.Я.Герда соответствуют идеям современного экологического образования?


2.2. Естественно-научное образование в начале XX в.

Естествознание в школе до революции 1917 г. В 1901 г. естествознание было возвращено в средние учебные заведения. В это время появились новые учебные заведения и экскурсионные станции. Например, в 1904 г. в Петербурге было создано Лесное коммерческое училище, организовано первое «Общество молодых натуралистов», в которых старшеклассники под руководством преподавателей изучали местные болота, леса, собирали сведения об окружающей флоре и фауне, составляли ботанические и зоологические коллекции, представлявшие научную и краеведческую ценность.

В 1910 г. в Павловске была открыта первая экскурсионная педагогическая биостанция. В это время в методике преподавания естествознания получают развитие две формы обучения — экскурсионная («экскурсионный метод») и практическая (лабораторные занятия). Практическая форма предусматривала широкое внедрение в школьную практику лабораторных занятий, носящих характер самостоятельной работы учащихся по заданиям-инструкциям.

В этот период Б.Е.Райков выдвинул принцип моторности в обучении, который заключался в необходимости двигательной проработки знаний, в координации между работой мысли и работой органов чувств, с одной стороны, и органов движения — с другой. В связи с этим особую популярность приобретает экскурсионная форма обучения (в то время она называлась «экскурсионным методом»).

Экскурсии проводили все известные методисты-биологи того времени: И. И. Полянский, Б. Е. Райков, В. В. Половцов, Д. Н. Кай- городов.

Профессор Лесного института Д. Н. Кайгородов рекомендовал весь процесс изучения естествознания свести к экскурсиям, которым он придавал универсальное значение. Кроме того, он ввел в учебную программу курс природоведения, где предлагал изучать природу по «общежитиям» (лес, сад, поле, болото) и по сезонам года. Д. Н. Кайгородов организовал сеть фенологических наблюдений, опорными пунктами которой были школьные кружки. Учащиеся старших, а иногда и младших классов с интересом занимались изучением истории родного края, собирали материалы этнографического, фольклорного и исторического характера.

В 1902 г. вышла в свет «Методика начального курса естествознания» Л.С.Севрука, в которой предлагалось учителям изучать растения в связи с разнообразными условиями жизни и особое внимание обращать на зависимость свойств и жизни организмов от условий среды.

На экологических основах создавались учебники и других авторов. Например, «Методика начального естествознания» И. И. Полянского (1917 г.), «Практические занятия по ботанике в школе и дома» Л. Н. Никонова (1912 г.), «Учебник ботаники для средних учебных заведений и для самообразования» В.В.Половцова (1914 г.), «Школьные экскурсии, их значение и организация» Б.Е.Райкова (1910 г.).

Судя по трудам ведущих методистов-естественников того времени, можно заключить, что важность преподавания вопросов экологии в рамках школьного естествознания не подвергалась сомнению. Подтверждением этому служат учебно-методические труды В.В.Половцова, в которых тесно переплетаются сведения об условиях среды, значении растений в природе и материал о зависимости строения и распределения растений в природе от климатических факторов. В его учебных пособиях для школьников находили отражение вопросы об экологических группах растений.

В.В.Половцов был автором первого методического журнала «Природа в школе», он читал курс методики преподавания естествознания в Женском педагогическом институте и Петербургском университете. Его методические взгляды были основаны на следующих идеях: формы организмов должны изучаться в связи с отправлениями (выполняемыми функциями); образ жизни — в связи со средой обитания.

Естествознание в советской школе. После революции 1917 г. в нашей стране перед школой была поставлена цель: воспитать всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Вместо разнообразных сословных школ появилась единая трудовая школа. Главной задачей школьного естественно-научного образования было формирование материалистического, антирелигиозного мировоззрения, трудовое воспитание, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В связи с этим возникла необходимость приведения содержания школьного образования в соответствие с этими целями.

Однако в это время большее внимание уделялось не отбору содержания, а методам обучения — «исследовательскому», «экскурсионному». Например, в окрестностях Петрограда было организовано 12 экскурсионных биологических станций (1919 г.), в программе которых предусмотрено большое количество экскурсий (в 5 классе 10 экскурсий за учебный год).

В 1920 г. в Петрограде и Москве были основаны специальные учреждения по подготовке руководителей экскурсий, а в 1921 г. в Петрограде организован экскурсионный институт как высшее педагогическое и научно-исследовательское учреждение. Затем экскурсионное движение пошло на убыль (трудности и потеря времени на переезды и переходы, часто — разрыв между материалом экскурсий и уроков, разруха как следствие гражданской войны).

Период с 1923 по 1931 г. — один из самых непростых в истории развития естественно-научного образования XX в. В 1923 г. Государственный ученый совет Народного комиссариата просвещения (ГУС) издал программы для советской трудовой школы, в которых содержание учебного предмета распределялось не по курсам, а по трем «колонкам»: природа, труд, общество. А учебный материал должен был изучаться комплексно, объединяться общими для всех предметов стержневыми темами года. Например, сведения о строении и жизни растений и животных включались в такие темы, как «Связь деревни с городом», «Индустриализация СССР и интенсификация сельского хозяйства», «Империализм и борьба рабочего класса». Согласно этим программам, главным предметом в школе стал труд и изучение производственных процессов. По сути дела, вместо естествознания изучалось сельскохозяйственное производство! Особое значение придавалось изучению природных условий и способов воздействия человека на природу. Непосредственные наблюдения и самостоятельные исследования, экскурсии, коллекционирование и организация школьных музеев, кружковая работа выдвигались в качестве важных методов и форм работы в новой школе.

Школа, взявшая курс на приближение обучения к жизни, должна была решать проблему краеведения и задачи общественно полезного труда — непосредственного привлечения школьников к перестройке хозяйственной и культурной жизни своего края. Несмотря на однобокий подход к решению данной проблемы, положительным моментом стало усиление внимания к самостоятельной работе и трудовому воспитанию учащихся.

В 1923 г. в Ленинграде прошел I Всероссийский съезд по естественно-историческому образованию. Согласно установкам программ ГУСа, школа с ее классами, уроками, на которых учащимся сообщались готовые знания, стала считаться устаревшей. Учащиеся должны были самостоятельно добывать знания на экскурсиях, в общественно полезной работе, а учитель должен был предоставлять ученикам полную самостоятельность и свободу деятельности.

Народный комиссариат просвещения рекомендовал школам вести преподавание новыми методами, такими как «лабораторный метод», предусматривавший самостоятельное изучение школьниками учебного материала опытным путем. Отменялись классы, расписание, уроки. Роль учителя сводилась к роли консультанта. Для учащихся были изданы «рабочие книги», в которых содержались задания для опытов и наблюдений. Книги читали коллективно бригадами по 10 человек (часто все сводилось только к чтению). В конце каждого месяца проводилась тематическая конференция, на которой по результатам работы отчитывались бригадиры. Оценки были отменены.

Не все педагоги и методисты одобрили эти установки. С 1924 г. началась длительная дискуссия между методистами-биологами Ленинграда (руководитель Б. Е. Райков), не принимавших программы ГУСа, и методистами Москвы (руководитель Б. В. Всесвятский), сторонниками этих программ. К сожалению, в силу идейно-политических причин Всероссийская конференция преподавателей естествознания (1929 г.) осудила системное содержание курса естествознания (его называли «ленинградское», или «райковское») «за недостаточно четкую классовую установку, недооценку трудового принципа, крайнюю реакционность, идущую от средневековья». После этого содержание биологического и естественно-научного образования, обоснованное Б. Е. Райковым, было полностью исключено из школы.

Только в 1931 г. вышло «Постановление о начальной и средней школе», где программы ГУСа были осуждены и положен конец «отмиранию школы» и «методическому прожектерству». Наркомпросу предлагалось создать новые программы, «обеспечивающие точно очерченный крут систематизированных знаний». Во многом такой исход был предопределен активной деятельностью Б.Е.Райкова — выдающегося методиста-исследователя в области естественно-научного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: