1. Дайте характеристику понятия «экологическое образование».
2. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «экологическая культура»?
3. Перечислите компоненты в структуре экологического образования. Каково их содержание?
4. Назовите этапы непрерывного экологического образования.
3.2. Формальное и неформальное экологическое образование
Формальное экологическое образование. Экологическое образование условно можно подразделить на две категории: формальное и неформальное.
Формальное экологическое образование включает дошкольное, школьное образование и экологическую подготовку в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.
В соответствии с терминологией, принятой ЮНЕСКО, формальное образование — это традиционные системы образования, предполагающие организацию обучения, соответствующую следующим требованиям:
• образование приобретается в специально предназначенных для обучения учреждениях;
• обучение осуществляется специально подготовленным персоналом;
• в итоге — получение общепризнанного документа об образовании на государственном уровне;
• в рамках формального образования обучающиеся овладевают систематизированными знаниями, умениями, навыками;
• обучение характеризуется целенаправленной деятельностью учащихся.
Сегодня особое значение приобретает экологическое образование студентов. С одной стороны, в руках специалистов находятся техника и новые интенсивные технологии, колоссальная мощь которых при условии использования их людьми невежественными, некомпетентными может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, именно взрослые люди занимаются воспитанием молодого поколения.
Экологическое образование в высшей школе характеризуется фундаментальностью, поскольку сочетает методологическую, мировоззренческую и профессиональную подготовку будущих специалистов.
На основе рекомендаций Конференции ООН (Рио-92) Ассоциация европейских университетов приняла Университетскую хартию по устойчивому развитию (Женева, 1994), подписанную более чем 250 ректорами европейских университетов. В ней утверждается, что «университеты будут поощрять междисциплинарные, построенные на основе сотрудничества образовательные и исследовательские программы по устойчивому развитию как часть своей центральной миссии... Университеты введут экологические перспективы во всю свою работу. Они создадут обучающие программы, посвященные экологической тематике, и вовлекающие преподавателей, исследователей и студентов независимо от их профиля, образования и характера деятельности».
Опыт экологического образования в университетах стран Европы опирается на традиционные и инновационные формы развития экологической культуры и основывается на системной интеграции вопросов экологии с экономикой и политикой. Национальные программы по экологическому образованию и просвещению построены на новой методологии образования и направлены на обучение на основе исследовательских проектов, тесных коммуникаций между студентами и преподавателями, факультетами университетов и школами.
Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в следующих направлениях:
• обмен информацией о результатах исследования экологического состояния среды;
• совместные научно-методические разработки в области образовательных технологий, содействующих формированию экологической культуры;
• инициирование и осуществление совместных эколого-образовательных и исследовательских проектов и программ;
• организация международного экологического туризма и полевых исследований;
• совместное проведение международных форумов, конференций и семинаров;
• участие в деятельности международных фондов;
• научные стажировки специалистов в области экологического образования и просвещения.
Развитие международных связей в области экологического образования за последние годы стало одним из важных факторов развития российской системы высшего педагогического образования. В рамках межгосударственных, межправительственных и двухсторонних соглашений реализуются различные международные проекты в области экологического образования.
Дополнительное экологическое образование. Дополнительное экологическое образование детей представляет собой систему в структуре внешкольных учреждений (дворцы и дома творчества юных, экологические центры), в которых ведется внешкольная работа по специально разработанным программам. К началу 90-х гг. XX в. получили развитие широкодоступные многофункциональные центры творчества детей. Внешкольные учреждения преобразовались в сложные многоуровневые социокультурные педагогические системы. В связи с этим определились и современные типы внешкольных учреждений: центры (комплексы) внешкольной работы и детского творчества; экологические и оздоровительно-экологические центры, детские парки, станции и клубы юных натуралистов, туристов и т.д.
После принятия Закона об образовании (1992 г.) начался процесс преобразования домов творчества и других внешкольных профильных учреждений в центры дополнительного образования.
В настоящее время в общеобразовательные школы введено дополнительное экологическое образование: организуются занятия кружков, проводятся массовые экологические мероприятия и исследовательские проекты, например: «Чистые воды Балтики» «Прозрачные воды Невы», «Букет раннецветущих растений» и др. Си- схематически организуются и проводятся районные и городские туры олимпиад по экологии, создаются экологические лагеря и экспедиции.
Неформальное экологическое образование. Это образование имеет сходство с формальным лишь наличием системного характера обучения и целенаправленной деятельности участников образовательного процесса. Данное обучение может быть организовано вне учебных заведений (кружки, лектории, курсы), оно не всегда осуществляется профессионально подготовленными преподавателями и может не завершаться получением общепризнанного документа об образовании.
Неформальное экологическое образование охватывает все слои населения и включает деятельность общественных экологических организаций, экологическое просвещение с помощью средств массовой информации, практическую деятельность по охране природных территорий и др. В рамках общественных организаций, движений, клубов по интересам проводятся конференции и семинары, выпускаются журналы и газеты, благодаря которым их участники обмениваются своими идеями.
Среди основных характеристик неформального экологического образования следует выделить следующие:
• осуществление экологического образования в группах, значительно различающихся по численности (от небольших, насчитывающих десятки участников, до крупных организаций, включающих тысячи участников);
• большая свобода выбора форм деятельности при значительном разнообразии предоставляемых видов экологической, природоохранной, эколого-образовательной, эколого-оздоровительной и просветительской и других видов деятельности;
• повышенная мотивация к участию в той или иной форме деятельности;
• неформальный (^запрограммированный, неритуальный, неалгоритмический) характер общения между участниками организации;
• достаточная свобода в предоставлении результатов своей деятельности (в СМИ, иногда они сами их и организуют; в государственные организации и др.), по сути дела, общественный мониторинг, общественная экспертиза каких-либо природных, социальных, хозяйственных объектов и комплексов;
• осуществление экологического образования в удобное для подростков время или согласование этого времени с участниками организации;
• добровольность и высокая личностная значимость этого вида образования;
• результативность, востребованность и гласность результатов совместной экологической деятельности;
• межведомственность, региональность неформального экологического образования.
Структура неформального экологического образования включает следующие виды:
• природоохранительные проекты;
• экологический лагерь;
• эколого-образовательные проекты;
• экологические экспедиции;
• обучение на экологических тропах;
• эколого-туристическая и эколого-оздоровительная работа.