Формы обучения экологии

5.1. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе по экологии

Система форм обучения экологии. Экологическое обучение и воспитание осуществляются на уроках, экскурсиях, во время внеклассных и внеурочных занятий, при выполнении заданий в домашней работе. Все это составляет формы обучения экологии.

Под организационной формой обучения (или формой обучения) следует понимать ограниченную рамками учебного времени конструкцию процесса обучения, включающую взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала, осуществляемую в определенном порядке и определенном режиме.

Методика обучения экологии сравнительно молодая дисциплина и некоторые теоретические основания для определения и классификации форм и методов обучения она черпает из методики обучения биологии, уже давно сформировавшейся и как область научного знания, и как учебная дисциплина в педагогическом вузе.

В методике обучения экологии, как и в методике обучения биологии, форма обучения рассматривается как внешнее выражение учебно-воспитательного процесса. Формы обучения регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуальной и коллективной работы, активности, самостоятельности познавательной деятельности учеников и степени руководящей роли учителя.

В методике и практике обучения экологии в школе сложилась система организационных форм обучения, включающая урок, экскурсию, элективные курсы, внеурочные занятия, внеклассную работу, домашнюю работу.

Многообразие форм обучения экологии дает возможность сделать учебно-воспитательный процесс богаче, полнее использовать природное окружение в решении задач экологического образования. Использование всех форм обучения в их взаимосвязи позволяет повысить эффективность процесса обучения экологии. Выбор той или иной формы обучения определяется конкретными учебно-воспитательными задачами, содержанием изучаемой темы; возможностями материальной базы (техническое оснащение и оборудование кабинета экологии, уголок живой природы и экологический отдел на пришкольном участке и т.д.), особенностями природного окружения школы.

Общая характеристика форм обучения экологии. История школьного естественно-научного образования свидетельствует о том, что вначале разрабатывалась структура школьного учебного предмета, определялось содержание и способы его преподавания. Организационные формы в практике школьного обучения начали формироваться позже, а еще позже они получили педагогическое и методическое обоснование.

Основной и самой первой формой обучения в истории школы стал урок. Известно, что классно-урочная система впервые была введена Я. А. Коменским (1592 - 1670). С тех времен урок занимает центральное положение в системе обучения и воспитания. Несмотря на то что современный урок претерпевает существенные изменения, его структурные компоненты остаются относительно неизменными во времени. Урок традиционно предполагает контроль знаний, изучение нового материала, закрепление изученного материала и домашнее задание.

Урок — основная форма обучения экологии. На уроках последовательно раскрывается содержание курса экологии, организуется деятельность учащихся по усвоению экологических знаний и овладению способами экологической деятельности. При этом применяются разнообразные методы обучения, методические приемы и средства обучения.

Разрабатывая общую методику обучения биологии, известный методист Н. М. Верзилин предложил следующее определение урока как формы обучения: «Урок — это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников по определенной программе, расписанию, в школьном помещении».

Функциональное значение урока экологии может быть рассмотрено в разных аспектах:

• урок как определенный этап в процессе обучения, воспитания и развития личности ученика;

• урок как структурная единица изучения содержания курса экологии;

• урок как средство интеграции естественно-научных и гуманитарных понятий, как средство установления межпредметных и внутрипредметных связей между знаниями;

• урок как этап контроля, проверки и оценки достижений учащихся в освоении содержания учебного предмета;

• урок как показатель творчества и педагогического мастерства учителя.

Другая важная форма обучения экологии — экскурсия.

Школьная экскурсия — это форма организации учебно-воспитательного процесса с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью вне школы. Экскурсии в природу, на производство, в музей, на школьный учебно-опытный участок имеют большое учебно-воспитательное значение. Изучение природных объектов, их взаимосвязей в естественном природном окружении, наблюдение за экологическими явлениями способствуют пониманию учащимися природы как сложной саморегулирующейся и саморазвивающейся системы и содействуют формированию научного мировоззрения.

Экскурсии в природу определяют возможность и предоставляют условия для эстетического и экологического воспитания учащихся. На них систематизируются и обобщаются экологические знания, практически осваиваются способы экологической деятельности, в том числе овладение методологическими умениями: наблюдением, учетом, оценкой и прогнозом состояния среды. На экскурсиях предоставляется возможность для формирования у учащихся умений исследовательского характера, для развития самостоятельности и ответственности за результаты выполненной работы.

Формами обучения, дополняющими урок и экскурсию, выступают внеклассная, внеурочная работа.

Внеклассная работа — форма организации индивидуальной или коллективной деятельности учащихся под руководством учителя в целях развития познавательного интереса и творческой активности.

Внеурочная работа — обязательная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, проводимая в кабинете экологии, в природе, на учебно-опытном участке с целью выполнения заданий, связанных с учебной программой по экологии.

Домашняя работа — форма организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по выполнению домашнего задания, постановке несложных опытов и экспериментов, по наблюдению природных явлений.

Результаты, полученные учащимися при выполнении внеурочной, внеклассной и домашней работы, докладываются ими на уроках соответствующей тематики. Материалы (гербарии, коллекции, пробы), собранные на экскурсиях, используются на уроках экологии, во внеклассной и внеурочной работе. Таким образом, все формы обучения связаны и взаимно дополняют друг друга. Взаимосвязь форм обучения экологии обеспечивает условия для непрерывного и последовательного развития экологических знаний и умений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: