Вопросы и задания. 1. Какие формы обучения применяются в учебно-воспитательном процессе по экологии?

1. Какие формы обучения применяются в учебно-воспитательном процессе по экологии?

2. Почему формы в своей совокупности называют системой форм обучения экологии?

3. Какое значение в обучении экологии имеют урок, экскурсия?

4. Приведите конкретные примеры, доказывающие взаимосвязь форм обучения экологии.


5.2. Урок — основная форма обучения экологии

Признаки урока как формы обучения экологии. Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В системе уроков каждый урок может быть рассмотрен как отдельное звено. Предшествующий урок должен быть связан с последующим уроком. Эта связь проявляется на уровне учебно-воспитательных задач и содержания урока и определяется преемственностью в развитии знаний и умений школьников, а также в применении методов и средств обучения экологии.

Организация и проведение любого урока характеризуются определенными признаками. Урок проводится в специально оборудованном кабинете в соответствии с утвержденным расписанием, с постоянной группой учащихся (коллективом учащихся — классом).

Эти организационные признаки присущи урокам по всем школьным предметам. Специфика же уроков экологии определяется особенностями содержания данного школьного предмета.

Педагог-эколог С. Н. Глазачев отмечает: «Вслед за коррекцией цели — не формирование знаний в области экологии, а формирование целостного мировоззрения, преодоление отчужденности личности от природы и социума изменяется и вся система средств достижения цели». Именно поэтому в учебно-воспитательных задачах урока доминируют воспитательные задачи. При обучении экологии происходит социализация личности. Развитие личности совершается в деятельности, в общении с людьми и природой.

Изучение экологии в школе способствует развитию понимания учащимися природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями ее элементов. Вместе с тем изучение экологии невозможно без опоры на усвоенные школьниками методологические знания и умения, без создания условий, обеспечивающих приобретение новых знаний с помощью современных информационных образовательных технологий. Необходимость развития у учащихся гибкости ума и мобильности, определяющих стиль экологического мышления, сопряжена с применением на уроках экологии личностно ориентированных педагогических технологий, содействующих становлению активной позиции ученика при усвоении содержания экологии (см. гл. 10).

На уроках экологии широко организуется деятельность учащихся по решению ситуационных задач и выполнению творческих заданий, требующих аргументации, высказываний собственного мнения, проявления личного отношения и принятия самостоятельных и ответственных решений.

В зависимости от учебно-воспитательных задач и учебной темы уроки экологии могут проводиться как экологические тренинги, деловые игры и как уроки, связанные с выполнением экологических проектов и их презентаций.

На уроках экологии значительно увеличена доля лабораторных и практических работ, содействующих развитию не только учебной деятельности, но и научно-исследовательской, творческой деятельности, обеспечивающих взаимосвязь теоретических и практических знаний по экологии.

Типология уроков экологии. В практике обучения экологии проводятся уроки, различающиеся по своей структуре, учебно-воспитательным и дидактическим задачам, по применяемым методам и средствам обучения.

В дидактике и методике обучения экологии определены разные типы и виды уроков. За основу классификации принимаются различные критерии, например: местоположение урока в учебной теме; дидактические задачи; формируемые на уроке понятия; ведущие методы обучения; характер познавательной деятельности учащихся.

При классификации уроков биологии И.Д.Зверев, исходя из дидактических задач, предложил типы уроков: вводный, урок изучения нового материала, обобщающий и учетно-проверочный. На основе учета источника знаний, характера деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся он выделил также виды уроков, как объяснительный, лабораторный, киноурок, зачетный, урок-семинар.

В более обобщенном виде классификация уроков биологии была предложена Н. М. Верзилиным. Он различал уроки вводные, уроки, раскрывающие основное содержание, и обобщающие уроки. Он считал, что выделение видов уроков неубедительно и условно (уроки первичного ознакомления, усвоения новых знаний, учета и контроля и т.д.), поскольку элементы каждого из видов уроков могут присутствовать как в вводных уроках, так и в раскрывающих основное содержание и в обобщающих уроках.

В настоящее время в практике обучения широко представлены уроки, называемые нетрадиционными. Это уроки, на которых проводят ролевые или деловые игры, а также уроки в виде семинаров, викторин, учебных конференций, защиты учебных проектов (см. гл. 10).

Применение разнообразных видов уроков обогащает учебно- воспитательный процесс и стимулирует развитие познавательного интереса учащихся к экологии. Вместе с этим нельзя злоупотреблять нетрадиционными видами уроков, поскольку только сочетание разных типов и видов уроков может содействовать успешному обучению и воспитанию учащихся.

Виды планирования учебно-воспитательного процесса по экологии. Планирование учебного процесса по экологии может быть трех видов: годовое, тематическое и поурочное.

Годовое (перспективное) планирование отражает распределение во времени всех тем учебного предмета. Оно представляет собой перечень учебных тем с указанием времени, отводимого на их изучение, предполагает обязательный учет сроков каникулярного времени, праздничных и нерабочих дней. В рамках годового планирования учебно-воспитательного процесса по экологии определяются сроки закладки опытов, подготовка длительных по времени экспериментов, примерные даты проведения экскурсий.

Тематическое планирование представляет собой интерпретацию учебной программы, которая предполагает структурированное изложение программного материала. Как правило, планирование оформляется в виде таблицы:

Название учебной темы (количество часов)

№ урока Основные понятия на уроке Лабораторные работы, опыты Средства обучения Вид урока
         

По сравнению с программой в планировании могут быть отклонения в количестве часов, затрачиваемых на изучение той или иной темы, в пределах 1 - 2 ч. Тематическое планирование составляется либо самим учителем, либо используется готовое, варианты которого периодически публикуются в научно-методических журналах и методических пособиях.

Поурочное планирование (конспект урока) представляет собой теоретическую модель урока с подробным изложением учеб- но-воспитательных задач, содержания с указанием методов обучения, методических приемов и средств обучения экологии, применяемых на каждом конкретном этапе урока. (Подробно о конспекте урока см. подразд. 5.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: