1. Какие факторы влияют на формирование целей экологического образования?
2. В чем заключаются обучающие цели экологического образования?
3. Определите, в чем состоит взаимосвязь обучающих, воспитательных и развивающих целей экологического образования.
4.2. Содержание экологического образования в общеобразовательной школе
Структура содержания экологического образования. Содержание экологического образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Внешний источник, формирующий содержание экологического образования, — наука экология, внутренний — педагогика и психология, позволяющие адаптировать это содержание к возрастным и психологическим особенностям школьников.
В педагогике содержание образования часто определяют как педагогическую модель социального заказа, обращенного к образованию.
Система экологических знаний (теории, законы, понятия, факты) представляет собой всю накопленную человечеством информацию о взаимосвязях в природе, о закономерностях функционирования живой и неживой природы в их взаимодействии. Экологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей ее действительности и в системе ценностей. Чем больше объем и систематичность усвоенных знаний, тем шире кругозор обучаемого, тем больше объектов может войти в систему его личностных ценностей. Система знаний, входящих в содержание экологического образования, формирует его гносеологический (знаниевый) компонент.
Способы экологической деятельности, включенные в содержание образования, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, подготавливают к пониманию научной картины мира, реальному участию в сохранении природы и воспроизводству культуры. Способы и виды деятельности, включенные в содержание экологического образования, в своей совокупности определяют деятелъностный компонент.
Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и месту в нем стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению всех остальных компонентов содержания.
Аксиологический (ценностный) компонент содержания экологического образования состоит из системы ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой.
Усвоение содержания экологического образования содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.
Содержание образования усваивается учащимися в процессе учебной деятельности, а отбор и формирование содержания на основе нормативных документов осуществляют методисты и педагоги.
Теоретической предпосылкой формирования содержания выступают следующие педагогические закономерности:
• социально-педагогическая обусловленность содержания;
• единство обучения, воспитания и развития;
• функциональная зависимость содержания от целей образования и задач обучения и воспитания;
• соответствие изложения содержания возрастным особенностям учащихся;
• единство структурных компонентов в содержании образования;
• связь теоретического и практического обучения;
• преемственность и последовательность в развитии экологических знаний.
Содержание общего образования формируется на основе государственных требований, определяемых Государственным образовательным стандартом.
Понятие о государственном образовательном стандарте. Стандарт — нормативный документ, в котором задается комплекс норм и требований к содержанию образования, средствам обучения, уровню подготовки учащихся. В соответствии с законом РФ «Об образовании» установлены стандарты на обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки в рамках указанного объема содержания.
Государственный образовательный стандарт призван обеспечивать единство образовательного пространства страны, преемственность этапов обучения «по вертикали» (начиная с общеобразовательной школы и заканчивая высшими учебными заведениями) и взаимосвязи «по горизонтали» — между учебными заведениями одного ранга.
К образовательному стандарту предъявляются требования, заключающиеся в том, что в соответствии со стандартом необходимо учитывать состояние социокультурной среды и быть ориентированным на нормирование конечного результата. С точки зрения развития личности, содержание и структура стандарта должны быть функционально полными. Стандарт, кроме того, способствует нормализации учебной нагрузки школьников.
Образовательный стандарт может рассматриваться как:
• нормативная основа разработки образовательными учреждениями своих образовательных программ;
• признанный обществом уровень образованности его членов, гарантирующий им дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям;
• обязательное условие, без выполнения которого невозможно сохранение и воспроизводство культуры;
• эталон, с помощью которого любой человек может судить об уровне своего образования;
• гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг.
Введение Государственного образовательного стандарта не означает подчинения образовательного процесса жесткому шаблону, а предоставляет возможности для создания вариативных программ и разнообразных авторских технологий обучения.
В нашей стране стандарт экологического образования принят пока как проект. Основными объектами стандартизации выступают: уровень подготовки учащихся, структура и содержание экологического образования.
Уровни содержания экологического образования. Впедагогической науке выделяют следующие уровни содержания образования: уровень общего теоретического представления; уровень учебного предмета; уровень учебного материала; уровень педагогической действительности; уровень личности.
Уровень общего теоретического представления фиксирует содержание экологического образования в виде обобщенного системного представления о структуре и составе экологических знаний, способов и видов экологической деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к природе и миру в целом. Именно на данном уровне представления содержание экологического образования может быть рассмотрено как система взаимосвязанных компонентов: гносеологического, деятельностного, творческого, аксиологического.
Форма реализации содержания экологического образования на уровне общего теоретического представления — учебный план, где определен набор учебных предметов, которые должны включать экологические знания, способы деятельности и т.д. Это прежде всего такие учебные предметы, как биология, география, химия, физика, а также история, литература и др. В таком случае в школьной практике реализуется многопредметная модель экологического образования.
Если же в учебный план (его школьный компонент) включен учебный предмет «экология», то наиболее полно содержание экологического образования будет представлено именно в этом предмете (однопредметная модель экологического образования).
На уровне учебного предмета развернуто представление о частях содержания, выполняющих функции экологического образования. Каждый учебный предмет (и в первую очередь «экология») на этом уровне отражает основы экологии, в том числе знания, раскрывающие характер взаимодействия человека и природы на разных этапах их взаимной эволюции. При этом каждый предмет включает все четыре компонента содержания: знаниевый, деятельностный, творческий, эмоционально-ценностный.
На уровне учебного материала формой реализации содержания экологического образования служат учебные программы, в которых представлены конкретные фиксированные в учебниках и пособиях элементы содержания экологического образования: факты, понятия, способы деятельности, ценности, нормы, правила. Учебный материал экологического характера (например, какая- либо учебная тема) представляет собой некоторый объем содержания предмета, вбирающий в себя в разной мере и разном соотношении все четыре элемента содержания.
Три названных выше уровня слагают содержание экологического образования как педагогическую модель социального заказа системе образования. Они относятся к проектируемому содержанию, существующему как заданная норма, но еще не реализованная в действительности. Содержание образования реализуется в реальном образовательном процессе, на уровне педагогической действительности.
На уровне педагогической действительности содержание экологического образования реализуется в различных типах и видах общеобразовательных учреждений (общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях).
Уровень личности определяется при реализации содержания экологического образования во взаимодействии деятельности учащегося и учителя.
Содержание экологического образования на разных уровнях представляет собой педагогическую интерпретацию социальных целей образования и целей развития личности.