Поиск инновационной идеи: сигналы науки и рынка

Идея - это то, с чего начинается процесс инновационного предпринимательства. Толчком для возникновения инновационной идеи могут послужить Ваши знания, личный и профессиональный опыт и способность применить его в реальной ситуации.
Осуществление любой предпринимательской деятельности всегда основано на какой-либо идее. Но для инновационного бизнеса правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом будущего успеха проекта или, наоборот, его неудачи. Можно сказать, что постоянный поиск новых идей является «двигателем» инновационного бизнеса и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса в целом [19, 27, 31].
Исходным ресурсом или «сырьем» для инновационного процесса являются научные знания, а движущей силой - рыночный спрос. Спрос на новые технологии зачастую исходит собственно из сферы науки от научного сообщества и определяется внутренней логикой развития самой науки. В этом случае новую технологию приходится «проталкивать» на рынок, демонстрируя и доказывая возможности и преимущества этой технологии перед известными.
С развитием рыночной инфраструктуры повышается степень воздействия рынка на технологическое развитие. Во многих случаях именно рыночный спрос определяет направления разработки новых технологий и новых продуктов. Рынок «вытягивает» новое качество из сферы науки.
Например, лазерные технологии в медицине (да и в других областях) привнесены из науки и продолжают развиваться под воздействием результатов научных изысканий, поскольку подавляющее большинство потребителей этих технологий (в силу ограниченности знаний существа этих технологий) не могут определять направлений их совершенствования и изменения.
Развитие информационных технологий и технологий в автомобилестроении, напротив, в основном определяется запросами рынка.
В отличие от обычной бизнес-идеи, которая может заключаться в повторении уже существующего бизнеса, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций).
Чтобы сформулировать инновационную идею, которая позволит рассчитывать на деловой успех, необходимо:
• Открыть новый способ создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.
• Создать комбинацию особых способностей, обеспечивающих создание данной полезности
• Создать уникальную формулу, с помощью которой можно достичь максимально возможной предпринимательской маржи в стоимости создаваемой полезности и иметь возможность присваивать эту маржу в виде прибыли.
Очевидно, что для этого Вам потребуется, во-первых, хорошо представлять своих потенциальных клиентов и их потребности; во-вторых, четко понимать, с помощью каких способностей Вы сможете удовлетворять имеющиеся потребности; в-третьих, быть способным выразить то, каким образом и за счет чего у Вас будет появляться предпринимательская маржа.
Схема продвижения технологий на рынок показана на рис.3.1.

Рис. 3.1. «Пушпульная» схема продвижения технологий на рынок («пуш» - толкать, «пул» - тянуть)

Для предпринимателя, занимающегося инновационным бизнесом, очень важно выделить для себя те информационные источники, которые помогут ему найти инновационную идею. Этими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.
Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
• Потребители - с точки зрения изучения потребительского спроса;
• Ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;
• Конкуренты, в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;
• Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
• Непосредственно работники предприятия, при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекается как можно большее число сотрудников.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Питера Друкера [9], «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:
• Неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие;
• Неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);
• Нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);
• Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
• Демографические изменения;
• Изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;
• Появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.
У разных людей это происходит по-разному. Кто-то всю жизнь идет к серьезному открытию, занимаясь научной работой, но с точки зрения практики бизнеса результаты этой работы могут никогда не найти применения.
Кому-то может прийти в голову сразу несколько идей, а кто-то потратит много времени на поиски и обдумывание одной единственной идеи. Новые идеи могут быть самыми разными по ценности и перспективности. Общим для них является то, что они постоянно занимают мысли своих авторов.
Бесполезно гадать, насколько хороши или плохи Ваши идеи. Попробуйте произвести предварительный «отсев» уже на стадии их появления. Для этого очень важно, чтобы Вы обдумали и проанализировали каждую идею со всех сторон, чтобы в результате остановиться на одной или нескольких наиболее привлекательных идеях. Не стремитесь реализовать сразу все имеющиеся идеи, у Вас просто может не хватить сил и ресурсов!
Основные вопросы, которые необходимо обдумать на предварительной стадии:
• В чем конкретно состоит Ваша идея (товар, услуга)?
• В чем заключается новизна идеи?
• Кто будет потребителем (покупателем) результата инновационного процесса?
• Что необходимо (ресурсы), чтобы начать реализацию идеи?
• Что может воспрепятствовать реализации выбранной идеи?
Если после ответа на эти вопросы некоторые из идей не потеряют свою привлекательность, а наоборот, станут еще более убедительными, настало время оценить их более детально и выбрать те из них, которые Вы начнете реализовывать в первую очередь. Не всякая на первый взгляд хорошая или даже «гениальная» инновационная идея может быть реализована. Возможность реализации идеи зависит от многих факторов: квалификации, навыков работы в выбранной области деятельности, организаторские способности, практическая направленность проекта, доступные ресурсы.
Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере. Поэтому, выбирая конкретные направления инновационной деятельности, предпринимателю необходимо быть в курсе приоритетов в области научно- технической политики, осуществляемой государством. Для этого специалисты, занимающиеся экспертизой инновационных проектов, обычно предлагают инициатору проекта ответить на следующие вопросы:
Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?
Есть ли необходимость замены одного продукта другим?
Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов? Соответствует ли идея инновационного продукта внутрипроизводственной структуре предприятия-разработчика?
В состоянии ли разработчик самостоятельно осуществить выпуск пробной партии продукта либо получить такой продукт?
Сможет ли разработчик реализовать новый товар на рынке?
Заполняет ли новый продукт какую-либо рыночную нишу?
Осуществлял ли кто-либо ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?
Не приступил ли в настоящее время кто-либо еще к реализации сходной идеи?
С какими рисками может быть связана реализация предлагаемой идеи?
Будет ли прибыль от реализации инновационного проекта выше, чем затраты на его реализацию?
В качестве «ключевых пунктов внимания» необходимо использовать следующие позиции, приведенные ниже. Следует ответить на каждую из этих позиций с той степенью конкретизации, которая сможет убедить инвестора.
Новизна и приоритетность проекта. Технико-технологическая осуществимость проекта. Сфера деятельности (производство, сфера услуг, информационные технологии и т.д.), отраслевая принадлежность. Рыночная привлекательность проекта (степень востребованности инновационного товара на рынке). Наличие необходимого капитала для инициации инновационного проекта Необходимый капитал и возможные источники финансирования, включая акционеров. Характер возможных денежных затруднений (постоянные, долговременные, вероятные, эпизодические). Масштаб проекта (численность штата, необходимая для его реализации). Наличие персонала с необходимым уровнем квалификации. Оценка темпов роста бизнеса (медленный, умеренный, быстрый). Размер потенциальной клиентуры и ее характер. Предполагаемые конкуренты и Ваши преимущества перед ними. Ваша стратегия в бизнесе и перспективы развития предприятия. Степень риска инновационного бизнеса. Необходимость получения сертификатов и лицензий на производимые продукты. Защищенность нового продукта патентами или авторскими свидетельствами (патентная или лицензионная чистота). Наличие законодательной базы и соответствие проекта имеющемуся законодательству. Наличие поддержки тематики инновационного проекта со стороны государственных органов, местных администраций или донорских организаций.
Для ответа на перечисленные вопросы необходимо разработать бизнес- план инновационного проекта. Структура этого документа приведена ниже.
В современных условиях разработка инновационного проекта должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях. Научно- технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия, что не всегда соответствует реальным требованиям потребителей и может привести к снижению прибыльности продукта. Схема реализации инновационного проекта на рис. 3.2 отражает необходимость постоянного учета мнения потребителей, начиная с предпроектной стадии и заканчивая послепродажным обслуживанием.

Рис. 3.2. Схема реализации инновационного проекта

Приоритетными направлениями в нашей стране являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. Разработка этих направлений ведется в рамках государственных научно- технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных, международных и региональных программ и проектов.
Специфика инновационного бизнеса такова, что главным фактором преуспевания инновационной компании на рынке являются постоянные нововведения. В связи с повышением требований потребителей, сокращением жизненного цикла товаров и услуг и обострением конкурентной борьбы даже небольшие компании вынуждены непрерывно совершенствовать свои товары и услуги, а также разрабатывать новые. Поэтому любая инновационная компания должна иметь «портфель» из нескольких инновационных проектов, который необходимо непрерывно пополнять. Наличие такого «портфеля» является не только фактором повышения конкурентоспособности инновационной компании, но и условием выживания инновационной фирмы в рыночной среде, позволяет быстро и гибко переориентировать свой бизнес в соответствии с меняющимися внешними условиями, новыми достижениями науки и требованиями потребителей.
Портфель НИОКР может состоять из разнообразных проектов: крупных и мелких; близких к завершению и начинающихся. При этом необходимо учитывать, что каждый проект требует выделения дефицитных ресурсов в зависимости от его особенностей (сложности, трудоемкости и т.п.), поэтому «портфель» должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно. Количество проектов, находящихся в портфеле, зависит от размеров проектов, которые измеряются общим объемом ресурсов, необходимых для разработки, и затратами на реализацию одного проекта. Если, например, на проведение НИОКР выделено 4000 д.е., а затраты на реализацию одного проекта составляют 2000 д. е., то в портфеле могут быть два проекта.
Портфель, состоящий в основном из крупных проектов, более рискован по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. По мнению специалистов, только 10% всех проектов являются полностью успешными. Это означает, что существует только 10%-ная вероятность эффективного завершения каждого проекта из портфеля. С ростом количества проектов повышается вероятность того, что хотя бы один из них окажется успешным.
Небольшие проекты (требующие небольших затрат на НИОКР) обычно реализуются в продуктах, имеющих скромный потенциал по объему продаж и прибыли. Портфель небольших проектов может привести к потоку нововведений, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что нежелательно с позиций номенклатуры продукции, формируемой отделами маркетинга.

Какова общая схема разработки и внедрения инновационной стратегии?

Разработка и внедрение стратегии обычно осуществляется по следующей схеме:

Заметим, что разработка инновационной стратегии редко бывает чисто формальной, и сама стратегия должна постоянно корректироваться с учетом изменяющейся внешней среды и внутренних условий в организации. Поэтому задача руководства предприятия состоит не только в том, чтобы грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать механизм ее реализации с учетом особенностей Вашего бизнеса и условий внешней среды на рынке.

Какие типы инновационных стратегий существуют?

Выделяют следующие основные типы инновационных стратегий:

1. Наступательная — характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам, или так называемым фирмам — эксплерентам, специализирующимся на создании «прорывных» нововведений. Почти все средства, по большей части привлеченные, тратятся такими компаниями на НИОКР.

2. Оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты — результат» в инновационном процессе. Такая стратегия также требует интенсивных НИОКР. К такой стратегии могут прибегать как крупные, так и средние компании.

3. Имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна для крупных компаний (так называемых фирм-виолентов), которые стараются опередить конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности.

4. Стратегия «ниши» — заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. В «нишевой» (патиентной) стратегии четко прослеживаются две составляющие: ставка на дифференциацию продукции и необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка. Фирмы — патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и изредка даже крупные. Для таких компаний, как правило, характерны средние расходы на НИОКР.

Помимо указанных основных стратегий, существует достаточно большое количество вариантов выбора стратегической позиции на основе разнообразных моделей инновационного или стратегического планирования, некоторые из которых рассмотрены ниже.

Как выбрать инновационную стратегию, оптимальную для нашего предприятия?

При выборе инновационной стратегии обычно принимают во внимание рыночную позицию фирмы, проводимую ей научно-техническую политику, а также стадию жизненного цикла, на которой находятся те или иные продукты или услуги, предлагаемые фирмой.

Выбирая конкретную стратегию для своей компании, Вы можете воспользоваться следующей таблицей (матрица «рынок-технология»):

Р ы н о ч н а я п о з и ц и я Сильная Приобретение другой фирмой Стратегия следования за лидером Интенсивное НИОКР, технологическое лидерство
Средняя Рационализация   Поиск выгодных сфер приложения технологии
Слабая Ликвидация бизнеса Рационализация Организация «рискового» проекта
  Слабая Средняя Сильная
Технологическая позиция

Заметим, что если в «портфеле» Вашей компании имеется несколько инновационных продуктов, стратегию действий компании в отношении каждого из них необходимо выбирать отдельно.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать тот факт, что инновационная стратегия развития предприятия должна содержать следующие структурные элементы:

1) Миссия предприятия (предназначение предприятия, причина его существования; определение ориентиров для выбора цели и задач на различных организационных уровнях).

2) Цель инновационной деятельности (определение желаемого конечного результата инновационной деятельности при этом цель не должна противоречить миссии и общим целям развития предприятия, должна учитывать потенциал предприятия).

3) Задачи инновационной деятельности (шаги по достижению целей инновационной деятельности, конкретизация поставленных целей).

4) Программа инновационной деятельности (комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение поставленной цели, согласованный по срокам, результатам и исполнителям).

Похожая статья: Современный подход к формированию и реализации стратегии управления знаниями на предприятии

5) Ресурсы (человеческие, финансовые, информационные, материально-технические и др.).

6) Затраты для реализации целей (заработная плата, приобретение материалов, сырья, комплектующих, оплата кредита, аренда помещений, оборудования и т. д.).

Для более наглядного представления представим пример формирования и реализации инновационной стратегии развития услуг одной из проектных организаций Калининградской области, оформленной в виде текстового документа и содержащей следующие разделы:

I. Общие положения. Стратегия инновационного развития проектной организации разработана на основе поставленной генеральной цели организации — «Увеличение доли регионального рынка и клиентской базы». Она призвана приблизить организацию к реализации поставленной генеральной цели. Стратегия опирается на результаты оценки финансовой устойчивости и инновационного потенциала организации.

II. Существующие проблемы развития проектной организации. Входе анализа внешнего окружения выявлен ряд проблем:

а) высокое давление существующих на рынке конкурентов, а также высокое давление потребителей, которые стремятся получить наиболее выгодные предложения;

б) недостаточное по сравнению с лидерами рынка (соперниками, попадающими в одну стратегическую группу) число оказания услуг и количество клиентов;

в) недостаточный по сравнению с лидерами рынка уровень маркетинга, компетентность персонала по обслуживанию;

г) среднее (неустойчивое) финансовое положение организации.

Похожая статья: Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия

III. Цель и задачи инновационной стратегии развития проектной организации.

Цель инновационной стратегии развития проектной организации — оказание инновационной услуги организацией, которая способствует достижению генеральной цели — «Увеличение доли регионального рынка и клиентской базы». Для достижения инновационной цели «Развитие инновационной услуги» необходимо разработать онлайн-конструктор зданий.

Основными задачами инновационной стратегии развития проектной организации являются:

а) разработка программного кода конструктора;

б) создание заготовок (модели и текстуры заготовок);

в) разработка дизайна конструктора.

Решение поставленных задач подразумевает реализацию следующих мероприятий:

а) разработка функций конструктора (концепции конструктора);

б) разработка дизайна конструктора (несколько вариантов);

Похожая статья: Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития

в) написание программного кода;

г) создание итогового оформления;

д) разработка заготовок и их текстурирование (используемые в конструкторе);

е) интеграция конструктора на сайт проектной организации.

IV. Программа реализации поставленной цели представлена в таблице 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: