Особенности рынка чистой конкуренции. Чистая конкуренция и эффективное распределение ресурсов

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:

· имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;

· товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

· все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;

· отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;

· все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;

· ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма может контролировать только свои объемы производства и свои затраты, но не цену. Главная задача фирмы - удешевление продукции. Реакции со стороны конкурентов на изменение объема производства фирмой нет. Рыночная цена задается рынком, она не зависит от объема выпуска конкретной фирмы. Уровень текущей рыночной цены единицы продукции складывается под воздействием спроса и предложения в отрасли.

Рыночная цена в отрасли является ориентиром для каждой отдельной фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат). В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: