Кривая трансформации

Из-за редкости благ неизбежной становится конкуренция за их использование. Экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбо­ра между альтернативами (увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других).

Такой выбор можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей Кривая производственной возможности на графике представляет собой линию, на которой отражена граница производственной возможности, на которой представлены альтернативные варианты. Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта — масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары, а ро­боты — средства производства.

Будем исходить из того, что если все население страны станет производить только масло, то оно получит 15 тыс. т, если же — только роботов, то будет выпущено 6 тыс. шт. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно.

Так как ресурсы ограничены, то при росте производства ро­ботов придётся сократить количество масла и наоборот. Это можно выразить ив табл. 5.1,

Шкала производственных возможностей

Вариант Масло, тыс. т Роботы, тыс. шт.
     
     
     
     
    5,5
     

График показывает максимально возможное про­изводство роботов и масла. Например, в точке С при производ­стве 10 тыс. т масла можно также произвести 3 тыс. роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5 тыс. шт.

(точка D), производство масла придется сократить до 6 тыс. т. Это означает, что производство 2 тыс. дополнительных роботов заставит отказаться от производства 4 тыс. т масла.

В данном примере правительство страны сделало выбор — пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформирова­лось в роботов. Поэтому кривая производственных возможнос­тей АЕ называется кривой трансформации.

Предполагается, что в данной ситуации полностью исполь­зовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эф­фективна.

Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кри­вой — в точке X. Это свидетельствует о неудачном использо­вании ресурсов и неэффективности экономики.

Производство же на основе выбора точки N вообще неосу­ществимо, так как эта точка лежит за границей производствен­ных возможностей экономической системы.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость — это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен. Выбор правительства стал альтернативным для одних това­ров в ущерб другим.

Вмененные издержки - это то, от чего мы отказывается, когда выбираем одну из двух альтернатив. Это цена выбора или упущенная выгода при смене производственных альтернатив. Она определяется пользой, стоимостью или количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других альтернативных благ. Каждое следующее увеличение количества одного продукта заставляет жертвовать количеством другого продукта.

В экономике действует закон возрастания вмененных издержек. Суть этого закона в том, что по мере увеличения выпуска любого продукта вмененные издержки производства каждой новой единицы растут. Главной причиной действия такого закона является не полная взаимозаменяемость различных продуктов (потери на перестройку).

При смене производственных альтернатив в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов приходится переключать на новое производство все менее приспособленные для него ресурсы из других хозяйственных сфер.

С течением времени ресурсы и технологии прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы, средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии. Это расширяет возможности производства, отодвигая на графике линию Графика Производственных Возможностей дальше от центра координат.

Располагая информацией о своих возможностях, общество каждый раз решает 3 главные проблемы:

1. Что производить.

2. Как производить товары и услуги (используя какие ресурсы и технологии).

3. Для кого производить (ориентация на потребителя и проблема ценообразования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: