Общая характеристика текущих микроэкономических проблем

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) цена является важнейшей категорией.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный интерес.

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках и на рынках факторов производства (труд, земля, капитал).

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл (18421924), который по праву считается основоположником микроэкономики.

Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др

Тот, кто размышлял об экономике, рано или поздно должен был осознать ее фундаментальную проблему (а следовательно, и фундаментальную вопрос экономической теории) — - проблему регулирования действий участников производства. Процветанием в экономике любая страна всегда обязана согласованности действий производителей, тогда как кризис — результат их антагонизма.

Оптимальный механизм регулирования — вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название "классического". Он исходил из того, что максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость "классического" подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.

Сторонники противоположного ("социалистического") подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого и т.д.). Контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт — государство, обладающий правом и силой к внеэкономическому принуждению. Понятно, что директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей.

Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в "советской экономике". Вот почему директивная планомерность стала определяться как экономическая модель "государственного социализма". Практика показала тупиковость и этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем "классической" модели, пороки — хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.

И только современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках "смешанной системы", в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация — ориентирующим воздействием государства. Это-то и позволило создать "социально - регулируемую рыночную экономику", вкоторой рынок сохранен, но рынок обузданный.

Иными словами, современная ("социально - регулируемая") экономика — это, конечно, "рыночная" экономика, но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: