Теория социального рыночного хозяйства

Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» появился в 1947 г. в работе госсекретаря Федерального министерства экономики профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом и др. О создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задачи экономической политики было заявлено канцлером К.Адэнауэром.

Концепция социального рыночного хозяйства — это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе потребителя покупать товары, в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены.

Социальное рыночное хозяйство рассматривается как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX — началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.

Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы «немецкого экономического чуда». Главным архитектором хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард (1897-1977), сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля, который являлся директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963-1966). Под руководством Эрхарда группой экономистов был разработан гамбургский план, реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния.

Послевоенное состояние экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты.

В соответствии с идеей о социальном рыночном хозяйстве, рычагами экономического возрождения стали свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства.

В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Реформа цен была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен.

Чтобы сохранить стабильность денег и избежать гиперинфляции осуществлялись: закон против произвольного завышения цен; периодическая публикация каталогов местных цен, соответствующих средним условиям производств; «Программа широкого потребления», по которой товары реализовались по средним ценам. Наряду с этим, проводилась рестиктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и увеличить производство.

Предпосылками для снижения издержек выступали ограничения роста заработной платы темпами прироста производительности труда и снижение налогов. Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль.

Модернизация производства во многом осуществлялось за счет плана Маршалла, что позволило в традиционных отраслях значительно повысить конкурентоспособность экономики. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты.

Борьба с монополизацией экономики нашла выражение в проведенной в 1945 г. принудительной декартелизации экономики; в принятии в 1957 г. Закона о защите ограничений конкуренции, в соответствии с которым вводились запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции; надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке; контроль за объединением предприятий.

В 50-е годы Эрхард, развивая концепцию «социального рыночного хозяйства», выдвинул проекты «преобразования собственности» в виде участия рабочих в прибылях предпринимателей, «образования имущества» и пр.

Эрхард предложил соединить рыночный механизм с ориентацией на «социальное партнерство», разработал модели «соучастия» представителей трудящихся в руководящих органах компаний. Основные положения этого периода были конкретизированы в лозунгах «Благосостояние для всех» и «Собственность для всех».

К началу 60-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии.

Успех экономической реформы был обусловлен не только правильной экономической политикой, но и наличием ряда благоприятных факторов, среди которых: сохранившаяся материальная база, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения. В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС заявил о завершении создания в ФРГ программы «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «сформированное общество».

В середине 60-х годов данная идея была подхвачена сторонниками концепции «сформированного общества» (Т.Брифсом, Э.Фогелином, Р.Альтманом и др.). «Сформированное общество» рассматривалось как определенный этап, фаза в развитии общества.

В 70-е годы усилились позиции неокейнсианского направления, специализирующегося на комплексном исследовании проблем экономического роста. На базе «неоклассического синтеза» были объединены кейнсианские концепции производства и распределения. В этих условиях неолибералы подчеркивали, что частнопредпринимательская деятельность на микроуровне должна строиться на принципах саморегулирования, а на макроуровне — осуществлять «глобальное регулирование», включающее проведение активной антициклической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности денежного обращения.

В рамках этой теории был разработан такой рычаг управления социальными отношениями, как «согласованная акция» («концентрированная акция»), в рамках которого предполагалось добиться полного согласования интересов профсоюзов, предпринимателей, государства по всем социально-экономическим вопросам для обеспечения устойчивого и сбалансированного роста.

Новым в доктрине явилась попытка сочетать стимулирование экономического роста как на стороне предложения, т.е. путем оптимального подбора производственных факторов и имеющихся ресурсов (микроуровень), так и за счет создания условий для расширения эффективного спроса (макроуровень). Этот этап в развитии социального рыночного хозяйства связан, прежде всего, с именами К.Шиллера (премьер-министра от СПГ) и Ф.Й.Штрауса (министра финансов от партии ХСС), которые основными целями развития экономики провозгласили сбалансированный рост и полную занятость.

Однако стимулирование эффективного спроса создало ряд новых проблем в немецкой экономике: инфляцию, дефицит госбюджета. Это привело к тому, что в середине 80-х годов широкое признание в рамках концепции «социального рыночного хозяйства» получает монетаризм.

В этот же период под лозунгом укрепления рыночных сил, возвращения рынку былого значения, освобождения населения от бремени налогов, вызванного чрезвычайно активной социальной политикой в стране, был начат ввод новой стратегии фискальной политики, известной как концепция предложения и дерегулирования (ограничения экономической роли государства).

Основными компонентами данной концепции, обновленной на основе неоконсервативных рецептов, являются: уменьшение издержек производства вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение налогов на прибыль, приватизация общественного сектора производства.

Одновременно происходит возрождение идеи ордолиберализма о необходимости институционального регулирования хозяйственных форм экономики, формирования «строя» системы.

Основными принципами современного социального рыночного хозяйства в ФРГ являются: саморегулирование экономики на основе государственной поддержки функционирования рынка за счет сохранения условий эффективной конкуренции, стабильности денег, введения социальных амортизаторов. Идея «организованного рынка», требующего целенаправленного государственного вмешательства, остается центральной идеей в рамках неолиберализма. Вместе с тем, с учетом напутствия Эрхарда: «конкуренция — везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», представители неолиберальной концепции постоянно изыскивают оптимальные пропорции функционирования рынка и государства в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: