Качество хозяйства

Понятий "хозяйство" наиболее точно отражает целевую направленность общества, особенности его ментальности, сопряженность экономической деятельности с духовно-нравственными нормами и идеалами. Оно позволяет отразить качественную определенность процесса организации жизни общества в его соотнесенности с социальным качеством и качеством жизни. Если социальное качество обобщает качественные моменты социальных связей и отношений, раскрывает природу их целостности, системности, структурности и упорядоченности, а качество жизни рассматривает в интегральном единстве социальные. природные и духовные факторы жизни индивидов, те качество хозяйства акцентирует внимание на том, как, каким образом организована жизнь общества и индивидов.

Следует обратить внимание и на понятие "экономика", которое во многом пересекается с понятием "хозяйство". В библейских (новозаветных) текстах широко использовался термин oeconomica как обозначение божественного установления или всеобщего устроения бытия. В богословской, в том числе и русской традиции, данный термин записывается как "икономия". "Божественная экономия" применяется для характеристики всего качество творения во внутренних и внешних проявлениях. Очевидно, что токая трактовка прежде всего применимо к понятию "хозяйство"

Следует отметить, что вторая часть термина "экономика" - "номос" означает в переводе с греческого рас порядитель, управитель. Управитель (эконом) - лицо, поддерживающее определенный (добрый) порядок в жилище/ доме. Понятие "управление" связывалось с понятием "ответственность". Экономическое управление увязывается с "ответственностью за икономию", что характеризует "экономический порядок" как одно из свойств хозяйства. Известно, что в исследованиях ведущего западного социолога и экономиста XX В. М. Вебера хозяйство, по сути, экономический порядок, соотнесенный с удовлетворением потребностей как с целью, обусловливающей рациональную организацию поведения.

В отечественной научной и философской мысли хозяйство рассматривалось как единый целостный организм, не сводимый в своем качестве к совокупности его частей. Хозяйство, по мнению русского экономиста и философа Сергей Николаевич Булгакова, есть органическая, синтезирующая целостность, и отдельные ее проявления, " вступая в этот круг, получают в нем свою качественную определенность".

· «О рынках при капиталистическом производстве» (1896);

· «Что такое трудовая ценность» («Сборник правоведения и общественных знаний», т. VI);

· «Классическая школа и историческое направление в политической экономии» («Новое Слово», окт., 1897);

· «К вопросу об эволюции земледелия» («Начало», I—III, 1899);

· «Ралохойнский эксперимент» («Мир Божий (журнал)», 1900, февраль).

Другой, не менее известный русский экономист, специализирующийся на проблемах хозяйства, Н. Д. Кондратьев также подчеркивал, что хозяйство охватывает круг явлений, проникнутых внутренним единством [2], т. е. представляет собой специфическое качество. Хозяйство есть одно из первых и необходимых условий бытия людей, тесно связанное с качеством и уровнем жизни. Удовлетворяя материальные и духовные потребности, человеческое сообщество тем самым развивает свое хозяйство.

Категория "хозяйство", таким образом, представляет собой широкое, синтетическое обобщение всей совокупности факторов организации жизни общества, а категория "экономика" выделяет лишь один из способов ведения хозяйства. Хозяйство способствует приданию экономической деятельности духовно-нравственной направленности, стимулирует творческие возможности человека и развивает его качества. Экономика ориентирует прежде всего на вещные отношения, активно используя их закономерности в своих целях, она более утилитарно и прагматична.

В определенном аспекте понятия "хозяйство" и "экономика" можно рассматривать кок различные парадигмы организации жизни общества. В основе хозяйства находится понятие "организм", а в основе экономики - "механизм". Соответственно этому различны и способы регуляции, управления. Регуляция хозяйства осуществляется как органическая организованность, включающая структурность качества, иерархическую соподчиненность частей и подсистем. Регуляция экономики есть выражение механизма действия рыночных отношений и представляет собой мерность качества, переход от одного экономического цикла к другому.

В силу своих особенностей процесс регуляции хозяйства направлен на совершенствование форм его целостности, на развитие творческих качеств у человека, на осмысление высших целей и ценностей. По мнению сторонников модели социального рыночного хозяйства, существует иерархия ценностей:

- ориентир для экономики - человек;

- ориентир для человека - его отношение к Богу.

Процесс становления эффективной социально ориентированной рыночной экономики, как показывает опыт ряда стран, весьма сложен и длителен. Он подобен органическому процессу, где все взаимосвязанно: духовные и материальные потребности, экономическая выгода и общественная целесообразность.

Иные мотивы наличествуют в экономической модели ведения хозяйства, где экономическая выгода, прибыльность определяют смысл и содержание деятельности. Факторами, стимулирующими экономическую деятельность, выступают инвестиции, потребление и безработица. Регуляция экономических отношений производится но основе биржи и рыночного механизма.

Современные споры и дискуссии об экономическом курсе страны есть по сути спор о разных типах организации общества. Экономический механизм более прост, количественно измеряем, легче поддается процессу регуляции. Этот механизм вполне приемлем на начальных этапах, но этапе старта, но ни в коем случае - для организации жизни общества. Ибо он порождает больше проблем, чем их решает. Для организации жизни общества необходимы иные факторы: качества индивидуума, качество ментальное общества, качество культуры и т. д. На основе этих качеств и создается качество хозяйства.

Качество хозяйства - это такой способ организации жизни общества, который имеет своей целью как достижение материального благополучия своих граждан, так и духовно-нравственной осмысленности ими своего бытия. Созидать такое качество - это значит привести в действие не только и не столько экономические факторы, сколько прежде всего факторы социальные, духовные, нравственные, создать условия для творческого человека, оказать ему содействие в осмыслении целей и задач деятельности.

Реформирование современного российского общества должно быть ориентировано на хозяйство в его качественной целостности, на культивирование и воспитание соответствующих качеств у его граждан Русский мыслитель И. А. Ильин в систему национального воспитания подрастающего поколения России включал приобщение их к определенным установкам ("сокровищам"), тесно связанным с духовной компонентой. В число таких "сокровищ" включается и хозяйство. Необходимо пробудить интерес к русскому национальному хозяйству, к русскому национальному богатству как источнику духовной и экономической независимости и духовного и экономического расцвета русского народа. Это поможет, по мнению И, А. Ильина, заложить основы "духовной почвенности и хозяйственного патриотизма" [З].

С позиций категорий хозяйства и экономики необходимо подходить к бизнесу, предпринимательской деятельности с учетом не только факторов рыночных отношений, но и ряда других: социальных, этических, экологических.

В широком смысле бизнес и предпринимательская деятельность есть выражение качества хозяйство, творческий процесс созидания, влияющий на все стороны жизни социального организма.

Исходным звеном структуры бизнеса является предпринимательская активность. Бизнес может рассматриваться как качественный тип деятельности, включающий всю совокупность, целесообразность активных действий, начиная от замыслов выдвижения идей и кончая процессом их реализации. При этом предпринимательская активность во многом определяется рядом факторов:

- средоструктурных (прежде всего закономерности рынка);

- ситуационных событий (колебания спроса и предложения, наличие нужных инвестиций и т. д.);

- определенных свойств личности (активность, решимость и т. п.).

В целом в структуре бизнеса четко выделяются две его важнейшие стороны: субъект и объект.

Субъект - это участник предпринимательской деятельности, активно влияющий на нее. Важнейшим звеном предпринимательской деятельности является общение - взаимодействие субъектов этой деятельности, что предполагает постоянный обмен как материальными, так и духовными ценностями.

Качество бизнеса прежде всего определяется качеством субъекта, его способностями и умениями:

- управлять окружающими условиями;

- выбирать лучшие решения;

- концентрировать усилия на главном;

- уметь адаптироваться.

Для того, чтобы деловая жизнь не превратилась в рутину, необходим риск, изобретательность, способность выдвигать новые идеи. Менеджер должен постоянно воздействовать на других, уметь обучать их, формировать коллектив. Эту способность выбирать и распоряжаться своей судьбой эксперты определяют как ответственность за себя.

Объектом предпринимательской активности является рынок, его механизм и законы функционирования.

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

- надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса вкусах и предпочтениях покупателей т. е информацию о внешних условиях функционирования;

- создание такого товара, набора товаров [ассортимента], который более полно удовлетворяет требованиям рынке, чем товары конкурентов;

- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

В целом предпринимательская деятельность есть творчество - создание новых товаров и услуг, формирование новых потребностей у покупателей. Мотивами такого творчества выступают коммерческая выгода и благо людей общества. Цивилизованный предприниматель должен преодолеть противоречие в мотивации своей деятельности, которой, с одной стороны, движет расчетливость, ясное понимание своей выгоды, умение ее достичь и закрепить; с

другой - важное значение имеет мотив бескорыстия.

Только на основе диалектического сочетания коммерческой выгоды и бескорыстия предпринимательское творчество социально значимо, только в этом случае оно активно влияет на качественное совершенствование хозяйственных отношений, формирует не только материальные, но и духовные ценности, оказывает влияние но качество жизни.

Чем выше в обществе иерархический уровень потребностей, тем острее ощущается потребность в маркетинге, ориентированном на обновление деятельности. Благодаря этой нацеленности на систематическое обновление, маркетинг как система рыночной саморегуляции существенно отличается от традиционных типов экономической деятельности. При этом для маркетинга приоритетное значение имеют социальные потребности: предоставляемые товары и услуги, предназначенные для формирования личности, проявления ее способностей. Отсюда вытекают высокие требования к качеству товаров и услуг. Поскольку потребности маркетинга ориентируются на социально-этические новации, учитывающие приоритет покупателей, стремящихся к улучшению качества своей жизни, то маркетинг можно рассматривать как один из методов хозяйствования, имеющий не только экономическую, но и социальную значимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: