Мотивация и результативность организации

Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Содержательные теории мотивации, базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их (теории А.Маслоу, Ф.Герцберга и др.);

Теория Маслоу – он выделил 5 видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности (первичные потребности) социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении (вторичные потребности).

Первичные потребности заложены генетически, а вторые осознаются с опытом. По теории Маслоу первичные потребности являются наиболее сильными, доминирующими до того момента пока человек их не удовлетворит. Следующие по силе воздействия вторичные потребности.

Теория Герцберга – основывается на анализе факторов, факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, контроль, условия работы, отношения между людьми) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.

Процессуальные теории мотивации — базируются на оценке ситуаций возникающих в процессе мотивации это более совре­менные теории(теория ожиданий, те­ория справедливости и модель Портера — Лоулера)

Теория ожидания – основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем создания у людей соответствующих ожиданий.

Теория справедливости – люди субъек­тивно определяют соотношение полученного вознаграж­дения и затраченных ими усилий: они сравнивают свой заработок с вознаграждением других людей, выполняю­щих аналогичную работу. Если это сравнение указывает на несправедливость в распределении вознаграждения за труд, то у человека возникает психологическое напряже­ние. В этом случае необходимо мотивировать данного ра­ботника, снять его напряжение и для восстановления спра­ведливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых им усилий либо размер получаемого им вознаграждения.

Модель Портера-Лоуера – согласно этой модели результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: