Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Содержательные теории мотивации, базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их (теории А.Маслоу, Ф.Герцберга и др.);
Теория Маслоу – он выделил 5 видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности (первичные потребности) социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении (вторичные потребности).
Первичные потребности заложены генетически, а вторые осознаются с опытом. По теории Маслоу первичные потребности являются наиболее сильными, доминирующими до того момента пока человек их не удовлетворит. Следующие по силе воздействия вторичные потребности.
Теория Герцберга – основывается на анализе факторов, факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, контроль, условия работы, отношения между людьми) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.
|
|
Процессуальные теории мотивации — базируются на оценке ситуаций возникающих в процессе мотивации это более современные теории(теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера — Лоулера)
Теория ожидания – основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем создания у людей соответствующих ожиданий.
Теория справедливости – люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных ими усилий: они сравнивают свой заработок с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если это сравнение указывает на несправедливость в распределении вознаграждения за труд, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять его напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это можно сделать, изменив уровень затрачиваемых им усилий либо размер получаемого им вознаграждения.
Модель Портера-Лоуера – согласно этой модели результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот.