Мотивационное обусловливание — это передача эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию (предмету), т.е. распространение эмоционального переживания на новое содержание (или на новый предмет).
Упрощенно мотивационное обусловливание можно представить как переключение и фиксацию эмоций на новое содержание (предмет).
Еще Спиноза писал: «Вследствие того, что мы видели некоторую вещь в аффекте удовольствия или неудовольствия… мы начинаем ее любить или ненавидеть». Позитивная или негативная эмоция, «привязываясь» к определенному предмету (содержанию), придает ему соответствующую эмоциональную окраску и делает более привлекательным (или непривлекательным). После нескольких сочетаний эмоции с предметом мы начинаем эмоционально относиться к нему. Вследствие мотивационного обусловливания нейтральные раздражители (предметы, содержание), которые предшествуют появлению эмоциональных раздражителей или их сопровождают, сами приобретают способность вызывать эмоции. Практика воспитания демонстрируетзначение механизма мотивационного обусловливания: если родители хвалят или целуют ребенка за хороший поступок, они таким образом подкрепляют определенные действия (поведение). Позитивные эмоции, которые ребенок получает вследствие похвалы или поцелуя, сочетаются (ассоциируются) с определенными действиями, которые вследствие этого становятся более привлекательными
|
|
В ходе исследований Уотсона экспериментатор ударял в гонг, вызывая громкий звук (и страх у ребенка) в тот момент, когда 11-месячный мальчик пытался коснуться лабораторной крысы. Шести таких сочетаний безусловного (громкий звук) и условного раздражителей (вида крысы) оказалось достаточно, чтобы у ребенка сформировалось негативное отношение К животному, при виде которого он пугался и начинал плакать. Впредь ребенок проявлял страх также по отношению к другим животным. Это свидетельствует о том, что мотивационное значение приобретают (вследствие обусловливания) не только целостные предметы (крыса), но и отдельные их свойства (шерстяной покров, форма). Эти свойства начинают восприниматься эмоционально и в том случае, если входят в состав других предметов.
Таким образом, мотивационное обусловливание — это передача эмоционального (мотивационного) значения определенному предмету, содержанию, связывающая его с соответствующей эмоцией (позитивной или негативной). Мотивационное обуслов-ливание — это переключение (распространение) эмоции на определенный предмет или содержание, который вследствие этого становится эмоционально привлекательным. Обусловливание происходиттогда, когда определенная эмоция фиксируется на новом предмете или содержании. Условия эффективного обусловливания следующие
|
|
1) эмоция и предмет должны накладываться друг на друга одновременно. Когда эмоция (например, удовольствие, отсроченное во времени) возникает позже действия предмета, ее мотивационное влияние ослабляется (и соответствующее отношение к предмету не формируется);
2) необходимое число связей Э+Пр. Для того чтобы предмет приобрел мотивационное значение, необходимо не одно, а несколько сочетаний во времени эмоции (переживания) (Э) и предмета (действия) (Пр).
Какое число сочетаний является эффективным, трудно предусмотреть, поскольку эмоционально нейтрального, индифферентного предмета практически не существует. У человека, как правило, уже есть определенное отношение (позитивное или негативное) к нему. Если у субъекта сформировалось негативное отношение к предмету, то позитивное отношение с помощью мотивационного обусловливания (подкрепление) сформировать значительно сложнее, чем в том случае, когда предмет является индифферентным для человека.
3) достаточная сила эмоции. Эмоция Э является более сильной, чем Э, а негативное переживание Э — более неприятным, чем Э. Сильное удовольствие (позитивная эмоция) и сильный страх (негативная эмоция) будут иметь больший эффект и соответственно большее мотивационное влияние, чем слабые.