Научение поведению — достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию организации на эти действия.
Для научения поведению характерны следующие особенности:
оно может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей;
оно не обязательно касается только собственно реального поведения, а может касаться потенциального поведения, т.е. того, которое может быть осуществлено человеком, но не осуществляется им в реальной ситуации;
оно всегда выражается в изменении человека. Даже если наблюдаемое поведение не претерпевает изменений, тем не менее человек уже становится другим, так как изменяется его потенциальное поведение.
Выделяют три типа научения поведению:
1) рефлекторное поведение человека;
2) осознанная коррекция и изменение поведения в зависимости от его последствий;
3) обучение на основе наблюдения поведения (социальная теория научения).
Суть механизмов научения
Метод проб и ошибок
Перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных и в результате находит решение задачи
Формирование автоматизированных реакций
Это поэтапное создание очень сложных поведенческих реакций. Каждый этап при этом подкрепляется (положительные или отрицательные подкрепления, гашение, дифференцировка, генерализация)
Подражание
Научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение
Зависимость между поведением и научением поведению работника делает возможным для организации корректировать и формировать поведение своих членов.
Последствия поведения зависят от компенсации за действия работника. Под компенсацией понимается внешняя реакция на поведение работника, выражающаяся в том, что он либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или чего-то не достигает в результате осуществленных им действий.
Рассмотрим четыре типа компенсации, которые приводят либо к закреплению, либо к отказу от осуществленного поведения.
1.Позитивная компенсация — осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для работника последствиям. Форма вознаграждения может быть различной. Вознаграждение должно следовать за осуществленным желаемым поведением и соответствовать интересам поощряемого работника.
2.Негативная компенсация — желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелательных для работника обстоятельств или раздражителей (например, снятие ранее наложенного на работника взыскания). При этом важно, чтобы реакция окружающих или руководства на изменение поведения наступала по возможности быстрее и носила индивидуальный характер.
3.Наказание — работник получает негативные, неприятные для него последствия на нежелательное поведение. Наказание зачастую приводит к таким косвенным негативным последствиям, как страх перед совершением какого-либо действия, несамостоятельность при принятии решений и т.п.
4.Гашение (исключение, торможение) нежелательного поведения — прекращение положительной реакции) на какие-то ранее поощряемые действия, приводящее через некоторое время к их сокращению.
Использование той или иной компенсации или их комбинации образует стратегию научения поведению.
Важную роль играет выбор частоты компенсации. Возможны два подхода к выбору времени компенсации:
1) непрерывная компенсация (компенсация после каждого действия работника);
2) периодическая компенсация (компенсация после определенного действия).
В периодической компенсации выделяют четыре типа:
1) компенсация через фиксированный интервал времени (например, ежеквартальное премирование);
2) компенсация через переменный интервал времени (например, серия аудиторских проверок со стороны вышестоящей организации);
3) компенсация в зависимости от фиксированной нормы (например, система оплаты в зависимости от выполнения и перевыполнения нормы);
4) компенсация в зависимости от переменной нормы.
В начале 70-х годов XX в. начал применяться организационный подход, называемый модификацией поведения (behavior modification). В соответствии с этим подходом основным инструментом изменения организационного поведения выступает контролируемый процесс компенсации, в основе которого лежат выявление прежде всего функциональных, или желательных, видов поведения и их подкрепление. Подход базируется на бихевиористских предпосылках:
любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными (удовлетворительными), отрицательными (неудовлетворительными) или нейтральными;
поведение — это функция его последствий, при этом:
положительные последствия увеличивают вероятность данного аспекта поведения,
отрицательные последствия уменьшают такую вероятность,
нейтральные последствия ведут к медленному уменьшению вероятности данного аспекта поведения;
то, что следует из поведения, важнее того, что ему предшествует.
Процесс воздействия на поведение состоит из следующих шагов:
определение проблемы или желательных изменений в поведении работников;
разработка критериев, позволяющих оценить поведение и его изменения;
оценка поведения и наглядная интерпретация полученных результатов;
коррекционное вмешательство: выявление последствий (например, вознаграждение), способствующих желательному поведению и используемых только для желательного изменения;
соотнесение вознаграждения с результативностью;
повторная оценка поведения.
Подход концентрирует внимание на наблюдаемом поведении организационной системы и его последствиях. Исследования показывают, что именно оперантное поведение — функция его последствий. Иными словами, закрепляется то поведение, которое каким-либо образом вознаграждается или поощряется.
Выбор стратегии научения поведению базируется на собранных данных о поведении и осуществляется в вербальной и невербальной формах. Четыре различных типа компенсаций имеют общие черты:
их используют для изменения частоты объективных поведенческих явлений или реакций;
определенное поведение должно приводить к неизбежным последствиям для работника, причем чем быстрее реакция руководителя на поступок работника, тем быстрее приходит осознание взаимозависимости поведения и его последствий;
отнесение типа компенсации к той или иной категории зависит от характера влияния последствий на частоту проявлений поведения работника.
Ф. Лютенс и Р. Крейтнер предложили общую модель решения проблем модификации поведения всей организационной системы, которую назвали «ситуационным управлением поведением».
Таким образом, применение модели модификации поведения характеризует попытку обеспечить большую ясность и наглядность в отношении того, насколько поступки работника соответствуют желаемому поведению в организации.
Типы компенсаций проявляются в широком диапазоне методов воздействия, позволяющих изменять поведение. Многие из этих методов прямо или косвенно учитываются при разработке организационных программ по научению поведению работников.