История становления и развития организаторской и организационно-управленческой мысли

Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государст­ва и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, пре­взошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Ор­ганон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафи­зика», «О душе»), излагаются основы логики и теории по­знания, политически-правовых наук и этики, искусство­знания, политической экономии. Это была подлинная эн­циклопедия накопленных за время трех первых цивилиза­ций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение поч­ти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

Другая, более ранняя разновидность античной пара­дигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.

Средневековая парадигма обществове­дения относится к периоду расцвета феодализма. Отли­чительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), при­знание божественных законов, предопределявших поведе­ние и судьбу человека, народа, государственное устройст­во, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 – 1247 г.г.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного открове­ния) теологию, стремился приспособить философию Ари­стотеля к нуждам церкви.

Постепенно менялось отношение схоластов к собственности, цене (учение о справедливой цене), коммерческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капиталистических отношений. Лидирующая роль переходит к экономическим доктринам, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономических отношений (классическая буржуазная политиче­ская экономика, марксистская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и не­олиберализм).

Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так и многочисленных прикладных на­правлений, помогавших объяснить и более успешно ре­шать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации.

Формирование организационных основ новой постин­дустриальной парадигмы проходит в несколько этапов. Первый из них относится к 20 - 30-м годам XX в., когда итоги Первой мировой войны, волны революций и мирово­го экономического кризиса 1929-1933 г.г. подорвали веру в прочность основных положений господствовавшей инду­стриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к активному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены. Вторым этапом ухода от этой доктрины считается время после Второй мировой войны. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организа­ции жизнедеятельности общества в последней четверти нашего столетия, поставили точку в судьбе индустриаль­ной парадигмы.

Новым шагом в развитии организационно-управлен­ческой мысли становится человек в системе ис­точников саморазвития общества. Это не исключает при­знания того факта, что человек как существо биосоциаль­ное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в совре­менном человеке. Главное - накопленные усилиями десят­ков и сотен поколений научные знания, культурное насле­дие, нормы нравственности, идеологические установки.

Конец XX в., характеризуется становлением основ гу­манистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. В методологии обществоведения на первое место вы­ходит познание закономерностей циклической динами­ки, статики и генети­ки. Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: