Лекция 1.
Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки.
Жанры детской музыки
Вокальная музыка песни песенные циклы хоровые произв-я хоровые циклы песенные сюиты хоровые сюиты кантаты оратории | Инструментальная музыка пьесы сонаты и сонатины прелюдии и фуги рондо и вариации этюды и сюиты фортепианные циклы инструмент. концерты симфонические сказки | Музыкальные сценические произв-я Муз. сказки Муз. спектакли детские оперы балеты оперетты детские мюзиклы рок-оперы |
Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональности детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.
В среднее века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", французские детские песни "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик").
Главной особенности музыкального языка: гармоничный характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная).
Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 века, с усилением религиозно-консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.
Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить малыша. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т.е. созвучие гласных.
А баю-баюленьки Прилетели гуленьки Стали гули ворковать, А Танюшка стала спать | Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придет серенький волчок, Он ухватит за бачок И утащит во лесок, Под ракитовой кусток |
Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. Это короткие стихотворные произведения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребенка.
У собачки заболи, а у Коли заживи. Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба. Вода к низу, а дитя к верху Ай, скок, поскок, молодой груздок, по водичку пошел, молодичку нашел, целовал, миловал, да к себе прижимал месте с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! от проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними! | Потянушки, потянушки, Поперек толстонушки. А ножки ходунушки, А в ручки фатунушки, А в роток говорок, а в голову разумок Потешки: Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками6топ, топ! Глазками: хлоп, хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, Того забодает, забодает (большим и указательным пальцами изобразить очки) абушка очки надела И внучонка разглядела. удут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. анька-встанька, Ванька-встанька, (спрятать большой палец в кулак) Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулаку пальчиком ребёнка) Тук-тук, тук-тук. Ванька-встанька тут как тут! (Большой палец выскакивает из кулака) (держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам) |
Прибаутки, небылицы предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Данные песенки изображали яркое событие, либо стремительное действие, чтобы привлечь внимание ребенка. Юмор становился важным педагогическим приемом.
-Где та крыночка? -Собачки утащили. -Где собачки? -В лес убежали -Где лес? -Огнем сгорел. -Где огонь? -Водой залило. -Где вода? -Быки выпили. -Где быки? -На гору ушли. | Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить? -Да иглы нет -А велика ли дыра? -Один ворот остался Небылицв: Кошка в лукошке Рубашку шьет А кот на печи сухари толчет. На стене часы висели, тараканы стрелку съели, Мухи гирю оторвали, и часы ходить не стали |
Основу второй группы составляют заклички, приговорки, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки.
Во время святок дети исполняли колядки, содержащие благопожелания, просьбы, подаяния. Ступив на порог, дети разбрасывали зерно и приговаривали: «сею-вею-посеваю, с Новым годом поздравляю».
А когда на Масленицу сжигали чучело, пели под окнами:
Тинь-тинька, подай блинка, последний кусок, мочальный усок..
Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.
В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами, жаворонками.
Жаворонки. Прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима-то надоела
И весь хлеб у нас поела
Увидев перыв журавлей, летящих в родные края. Дети хором пели:
Курли, курли,
Летят журавли.
Курли-си, курли-си,
По Руси, по Руси
Ребятишки часто использовали заклички, приговоры. Которые имели четкую ритмику, богатую звуковыми повторами.
Солнышко, ведрышко Выгляни в окошечко: Твои детки на повети Мед покупают, деткам бросают. Вете, ветерок, Не дуй мне в бок, А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу | Мышка. Мышка На тебе костяной, Дай мне золотой Божья коровка. Полети на небо, Там твои детки Кушают конфетки Самолет, самолет Забери меня в полет |