double arrow

Жанры детской музыки

Лекция 1.

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют различные виды детской музыки - песни, хоры, инструментальные пьесы, оркестровые произведения, музыкально-сценические сочинения. Произведения, предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вокальных произведениях принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей, шире области собственно детской музыки.

Жанры детской музыки

Вокальная музыка песни песенные циклы хоровые произв-я хоровые циклы песенные сюиты хоровые сюиты кантаты оратории Инструментальная музыка пьесы сонаты и сонатины прелюдии и фуги рондо и вариации этюды и сюиты фортепианные циклы инструмент. концерты симфонические сказки Музыкальные сценические произв-я Муз. сказки Муз. спектакли детские оперы балеты оперетты детские мюзиклы рок-оперы

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой профессиональности детской музыки. Ещё в Древней Греции была известна народная детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что несколько детских песен было сочинено греческим певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В древней Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В среднее века в Европе детская музыка была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", французские детские песни "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европейских детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (немецкая детская песня "Фонарик, фонарик").

Главной особенности музыкального языка: гармоничный характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная).

Русские старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сборнике народных песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Некоторые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - начала. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 века, с усилением религиозно-консервативного начала в воспитании детей, детская музыка приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Названия жанров детского фольклора связаны с их бытовой функцией. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить малыша. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т.е. созвучие гласных.

А баю-баюленьки Прилетели гуленьки Стали гули ворковать, А Танюшка стала спать Баю-баюшки-баю Не ложися на краю Придет серенький волчок, Он ухватит за бачок И утащит во лесок, Под ракитовой кусток

Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка. Это короткие стихотворные произведения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребенка.

У собачки заболи, а у Коли заживи. Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба. Вода к низу, а дитя к верху Ай, скок, поскок, молодой груздок, по водичку пошел, молодичку нашел, целовал, миловал, да к себе прижимал месте с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! от проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними! Потянушки, потянушки, Поперек толстонушки. А ножки ходунушки, А в ручки фатунушки, А в роток говорок, а в голову разумок Потешки: Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками6топ, топ! Глазками: хлоп, хлоп! Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, Того забодает, забодает (большим и указательным пальцами изобразить очки) абушка очки надела И внучонка разглядела. удут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. анька-встанька, Ванька-встанька, (спрятать большой палец в кулак) Просыпайся, улыбайся. (постучать по кулаку пальчиком ребёнка) Тук-тук, тук-тук. Ванька-встанька тут как тут! (Большой палец выскакивает из кулака) (держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

Прибаутки, небылицы предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Данные песенки изображали яркое событие, либо стремительное действие, чтобы привлечь внимание ребенка. Юмор становился важным педагогическим приемом.

-Где та крыночка? -Собачки утащили. -Где собачки? -В лес убежали -Где лес? -Огнем сгорел. -Где огонь? -Водой залило. -Где вода? -Быки выпили. -Где быки? -На гору ушли. Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить? -Да иглы нет -А велика ли дыра? -Один ворот остался Небылицв: Кошка в лукошке Рубашку шьет А кот на печи сухари толчет. На стене часы висели, тараканы стрелку съели, Мухи гирю оторвали, и часы ходить не стали

Основу второй группы составляют заклички, приговорки, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки.

Во время святок дети исполняли колядки, содержащие благопожелания, просьбы, подаяния. Ступив на порог, дети разбрасывали зерно и приговаривали: «сею-вею-посеваю, с Новым годом поздравляю».

А когда на Масленицу сжигали чучело, пели под окнами:

Тинь-тинька, подай блинка, последний кусок, мочальный усок..

Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами, жаворонками.

Жаворонки. Прилетите,

Красну весну принесите.

Нам зима-то надоела

И весь хлеб у нас поела

Увидев перыв журавлей, летящих в родные края. Дети хором пели:

Курли, курли,

Летят журавли.

Курли-си, курли-си,

По Руси, по Руси

Ребятишки часто использовали заклички, приговоры. Которые имели четкую ритмику, богатую звуковыми повторами.

Солнышко, ведрышко Выгляни в окошечко: Твои детки на повети Мед покупают, деткам бросают. Вете, ветерок, Не дуй мне в бок, А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу Мышка. Мышка На тебе костяной, Дай мне золотой Божья коровка. Полети на небо, Там твои детки Кушают конфетки Самолет, самолет Забери меня в полет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: