Inna Dubrovina Методика К.Орфа, Музыкальное развитие Оставить комментарий

Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа — “Шульверк. Музыка для детей”.

Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Шульверк — это пятитомная антология музыки для детей. Она собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка представляет собой простейшую партитуру, доступную в исполнении даже маленьким детям. В последних томах Орфом использован фольклор и других европейских народов: французский, датский, шведский, английский. Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка.

Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в Шульверке создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать “открытый миру” слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка.

Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою — детскую элементарную музыку. Вот почему антология Орфа называется ”Шульверк. Музыка для детей”.

Среди произведений западно-европейской детской музыки: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фортепианных миниатюр, расположены по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Бизе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фортепиано в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноименную сюиту для симфонического оркестра). Известны циклы произведений для фортепиано: "Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фортепиано в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908-09 4 тетради учебного. репертуара для фортепиано "Детям"); в его пьесах, в основном народного характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки). Детской музыкой много занимается композитор. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди английских школьников. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой английской поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произведение, знакомящее слушателя с современным симфоническим оркестром. К. Орф создал большой цикл произведений "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совместно с Г. Кетман и получил название "Шульверк", инструментальные пьесы и ритмомелодичные упражнения для детей младшего возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" - практичная основа коллективного музыкального воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра".

Большое распространение получила опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском музыкальном спектакле "Маленький трубочист, или давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют специально "Песню для публики". Состав оркестра - струнный квартет, ударные и фортепиано в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фортепиано, ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Цезарь Антонович Кюи (6 (18) января 1835, Вильнюс — 13 марта 1918, Петроград) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка.

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у С.Монюшко. В формировании Кюи-музыканта большую роль сыграло знакомство с А.С.Даргомыжским, М.А.Балакиревым, В.В.Стасовым. Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке.
Старший брат учёного, Александр Кюи (1824—1909), был известным архитектором. Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г.Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок" (1913);; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма.

Опера-сказка снежный богатырь ц. кюи в 1 действии. Либретто по мотивам русских народных сказок написано М. П.
Первое представление состоялось 4 марта 1908 года в Петербургской консерватории.

Действующие лица:

· Царица, сопрано

· Иван-царевич, Снежный богатырь, меццо-сопрано

· Змей-горыныч, меццо-сопрано

· Одиннадцать царевен, женский хор

· Нянюшки-мамушки, женский хор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: