Лекция 2. Во 2-й пол. 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыке: сб

Во 2-й пол. 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыке: сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, выполнены 1, 1872), фортепианные пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например "Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нарастающего характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи.

"Детский альбом" - это первое обращение великого композитора к детской теме. До этого мир ребенка для П.И.Чайковского - просто воспоминания из собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. Еще одним фактором, который предшествовал рождению идеи написать цикл пьес для детей, впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции. Фактором третьим, подтолкнувшим П.И. Чайковского написать пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана.
П.И.Чайковский решил изначально сборник маленьких пьес для детей, целый "ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями". Многие пьесы из цикла построены на фольклорном материале. К примеру, в "Неаполитанской песне" (тема которой перенесена в "Детский альбом" из 3-го действия балета "Лебединое озеро"). В "Итальянской песне" П.И.Чайковским использованы подлинно народные мелодии Италии. Пьеса "Камаринская" построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы. Французская народная мелодия звучит в "Старинной французской песне". Но, при этом многообразии картин, ситуаций, бытовых сцен запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько самостоятельных сюжетных линий.
"Детский альбом" Чайковского, наряду с известнейшими сочинениями Грига, Шумана, Дебюсси, Бартока, Равеля входит в золотой фонд мировой классической музыки для детей.
Музыкальные произведения, собранные в этом альбоме специально аранжированы для детей и подходят даже самым маленьким слушателям.
Способствует развитию слуха, внимания, речи, познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, общей культуры.

Содержание

1. Утренняя молитва

2. Зимнее утро

3. Мама

4. Игра в лошадки

5. Марш деревянных солдатиков[2]

6. Болезнь куклы

7. Похороны куклы

8. Вальс

9. Новая кукла

10. Мазурка

11. Русская песня[3]

12. Мужик на гармонике играет

13. Камаринская[4]

14. Полька

15. Итальянская песенкa[5]

16. Старинная французская песенка[6]

17. Немецкая песенка[7]

18. Неаполитанская песенка[8]

19. Нянина сказка

20. Баба-Яга

21. Сладкая грёза

22. Песня жаворонка

23. Шарманщик поёт[9]

24. В церкви[10]

Отсутствие мелодичности, гармоничности, фактурных трудностей делают это произведение доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сборки фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

По литературным источникам выявлены композиторы разных эпох, которые сочиняли музыку для детей. Ее в наше время исполняют не только дети, но и профессиональные музыканты (песни, инструментальные пьесы). Многие композиторы писали детскую музыку по разным причинам: одни – для того, чтобы обучать собственных детей, другие – просто из-за любви к ним. Созданию педагогической музыкальной литературы для детей уделяли внимание многие композиторы: И. С. Бах «Шесть маленьких прелюдий», Сборник «Маленькие прелюдии и фуги», при жизни И.С. Баха не существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант, который совместно с К.Черни и Ф.Ройцшем осуществил публикацию многотомного собрания клавирных сочинений И.С. Баха.

Причина популярности сборника И.С. Баха заключается в том, что замечательная красота музыки идет здесь рука об руку с технической несложностью. Кроме того, «Маленькие прелюдии и фуги», несмотря на свой полифонический характер, в высшей степени доступны для начинающих пианистов. Полифония в этих произведениях сочетается с ясным гармоническим языком, и вот уже более сотни лет эти произведения входят в репертуар учащихся.

Бах И.С. Двухголосные инвенции
(Питер-Ян Белдер — клавесин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: