Симфоническая сказка для детей С. Прокофьева ПЕТЯ И ВОЛК

Как известно, сказка Сергея Прокофьева — это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру. Сам композитор вспоминал: «Надобность в детской музыке ощущалась явно, и весной 1936 года я взялся за симфоническую сказку для детей 'Петя и волк', на собственный текст. Каждый персонаж имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом выступления инструменты показывали детям и играли на них темы. За время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструмента — в этом педагогический замысел сказки. Текст читался отрывками во время остановок музыки. Которой было непропорционально много по сравнению с текстом; мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
Впервые сказка была исполнена в 1936 году в дневном концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществленная Детским музыкальным театром им. Н. Сац.
Тогда текст читала сама Наталия Ильинична Сац. Это была первая в мире женщина-оперный режиссер, театральный деятель, основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей.
«Мать» детских театров мира — звание, единогласно присужденное Н. И. Сац на первом заседании международного центра АССИТЕЖ.

Новым стимулом к развитию и широкому распространению детская опера, как в прочем и весь жанр детской музыки, обязана Дмитрию Борисовичу Кабалевскому -- пианисту и композитору, общественному деятелю, пропагандисту - музыкального воспитания детей и юношества, педагогу, создавшему новую систему преподавания музыки в школе. Обладая музыкальным авторитетом и административными
полномочиями власти, Кабалевский всячески содействовал открытию музыкальных школ и разнообразных студий, созданию различных творческих коллективов и организаций.

Руководителем первого в мире Детского музыкального театра стала Наталия Ильинична Сац

Жесткий отбор музыкального материала и мастерски срежессированные сценические постановки - очень скоро завоевали театру Н.Сац признание и известность, как в нашей стране, так и за рубежом. Его главная заслуга заключается в том, что он явился образцом для создания аналогичных театров и детских оперных студий во всех крупных городах страны, что в свою очередь стало причиной широкого распространения детского оперного репертуара и роста популярности этого жанра у детской аудитории. С позиций эстетического воспитания были сформулированы четкие задачи, предъявляемые к детскому оперному жанру. Общим в них является следующее: опера для детей несет в себе не просто элемент развлечения, зрелища, но и обучающий момент; она призвана воспитать в ребенке лучшие качества, присущие человеку и гражданину.

В "советское" время оперы для детей ставились детскими театрами (ТЮЗами, которых в 70-е годы в СССР насчитывалось около ста), либо оперными театрами, специализировавшимися на подобных постановках. Благодаря этому невольно сложилось мнение, что детский оперный репертуар, предлагаемый композиторами, по силам лишь профессиональным коллективам, взрослым артистам, что музыкальный материал опер очень сложен и недоступен учащимся обычных музыкальных школ, тем более самодеятельности школ общеобразовательных или вокально-хоровых кружков Домов детского творчества.

В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов современного молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодичность, богатство, современность языка, художественность, простота, близость к интонациям современной музыке, фольклора (первый его детский сборник - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирической песни ("Песня у костра", "Наш край", "Школьные годы"). Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. В основе большинства произведений Кабалевского — советская тематика. Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни, То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

Для любимой детской аудитории Кабалевский пишет много песен (“Первое мая”, “Паровоз”, “Птичий дом”), пять фортепианных пьес “Из пионерской жизни”, второй концерт для фортепиано с оркестром. Особую популярность завоевала “Песня о пионере Абросимове”. Поводом к созданию этой песни послужило сообщение в газетах о смелом поступке пионера Абросимова. Мальчик заметил сломанный рельс и вовремя предупредил машиниста об опасности. Он подал сигнал своим пионерским галстуком, и крушение поезда было предотвращено. Немало Кабалевский пишет и детских песен. Широко известную песню “Четверка дружная ребят” Дмитрий Борисович написал в творческом содружестве с С. Я. Маршаком в начале войны, в 1941 году. История ее создания такова. По телефону поэт прочитал Кабалевскому первый куплет. Стихи Маршака сразу же привлекли композитора. На другой день, когда поэт хотел прочитать новые куплеты, песня была уже готова! И автору слов и композитору удалось передать серьезное отношение советских ребят к военным событиям. Песня призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе. Это песня-марш. Светлая и задорная вначале, в припеве она звучит строго и решительно.

В послевоенные годы Кабалевский снова пишет фортепианные пьесы и песни для детской аудитории. Появляются “Семь веселых песен” (слова С. Маршака), “Четыре песни-шутки” (слова С. Маршака и С. Михалкова). Детвора сразу же запела эти замечательные песни. Но одна из них — “Мельник, мальчик и осёл” — полюбилась особенно. Написанная по мотивам восточной сказки, песня остроумно высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак. Имей всегда свое собственное мнение, — подсказывает песня.
Песню “Наш край” (слова А. Пришельца) попросили написать Дмитрия Борисовича пионеры, (это было в Доме творчества композиторов под Москвой). Причем к утру следующего дня! Так как ребята хотели успеть выучить песню и исполнить её на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но “задание” выполнил. Он сам отнес новую песню в пионерский лагерь, а через день уже слушал ее на концерте. Песня в исполнении находчивых ребят заняла первое место на конкурсе.

Георгий Александрович Стру́ве (1932 — 2004) — композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель. Народный артист РСФСР(1991), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России.

В 1952 году начал работу учителем пения в пос. Никольский Балашихинского района Московской области.

В 1953 году стал руководить школьным хором школы-семилетки пос. Вишняки.

В 1958 году закончил дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища при МГК имени П. И. Чайковского.

В 1959 году на базе хора школы-семилетки пос. Вишняки создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия».

В 1964 году завершил учёбу в МГК имени П. И. Чайковского на теоретико-композиторском факультете по классу профессора М. М. Багрянского (дирижирование).

В 1967 году там же окончил класс композиции на правах аспирантуры у профессора Д. Б. Кабалевского.

С 1962 по 1987 год являлся художественным руководителем и главным дирижёром Московской областной хоровой капеллы «Народный учитель», вёл постоянно действующий семинар учителей музыки Московской области.

С 1973 по 1983 год возглавлял правление хорового общества Московской области, был заместителем председателя Всероссийского хорового общества по делам детей и молодёжи, председателем комиссии по творчеству для детей и юношества Советского общества Дружбы с зарубежными странами, позднее был заместителем председателя Всероссийского музыкального общества по работе с детьми и молодёжью.

С 1975 года руководил постоянно действующим клубом «Камертон» при Союзе композиторов России и Всероссийском музыкальном обществе по проблемам музыкального воспитания и образования детей в стране и за рубежом,

Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными артистами, заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Многие из них продолжают дело Струве и работают с детьми.

Струве был учеником и верным продолжателем дела Д. Б. Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов.

Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ в России и за рубежом.

Со своим хоровым коллективом «Пионерия» им записано около 30 пластинок общим тиражом несколько сот тысяч экземпляров, сделано более 300 записей на ВР, десятки передач по ЦТ, написана музыка к нескольким художественным фильмам и многим телепередачам.

О нём и о его авторской методике сняты научно-популярные фильмы и телепередачи («Улитка в лабиринте», Леннаучфильм, 1978 г.; «Здравствуй, школа», «Музыка для тебя», ряд передач из цикла «Очевидное – невероятное» и др.)

Его хоровой коллектив «Пионерия» объехал с концертами более 100 городов Советского Союза, представлял страну в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Финляндии и других странах, а также выступал с лучшими государственными оркестрами страны.

Струве был главным хормейстером на многих фестивалях и крупнейших музыкальных форумах страны: Всесоюзного фестиваля детского творчества («Орлёнок», 1967), Всероссийского слёта детских хоровых студий («Орлёнок, 1969), Дней молодёжного музыкального искусства СССР в Польше (1969), Сводного детского хора на Большом хоровом Соборе у Храма Христа Спасителя в Москве (1997 и 1999), сводного хора России на Фестивале, посвящённом 200-летию А. С. Пушкина (Псков, 1999), Большого хорового Собора в Краснодаре (2002), певческих полей в Московской области (Балашиха, Дубна,Железнодорожный, Красногорск) и многих других.

Им написаны книги по проблеме музыкального воспитания детей и молодёжи, методические и репертуарные сборники, изданные общим тиражом более 1,5 млн. экземпляров: «Музыка для всех» (1979), «Школьный хор» (1981), «Музыка для тебя» (1980), «Хоровое сольфеджио» и др.

(нотное приложение к сборнику "ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО")

"Алфавит",
"Моя Россия" (слова Н. Соловьевой),
"Колобок" (слова В. Татаринова),
"Белка"(слова Н. Соколова),
"Лягушка-попрыгушка" (слова Н. Соколова),.
"Про козлика" (cлова В Семернина),
"Пестрый колпачок" (слова Н. Соколова)

"ПЕСЕНКИ-КАРТИНКИ"
сюита для младшего детского хора
(слова В. Викторова)

"Веселая песенка", "Грустная песенка",.
"Тихая песенка", "Громкая песенка", "Медленная песенка",
"Быстрая песенка",

"МЫ - ПЕРВОКЛАСНИКИ"
сюита для солиста и детского хора
(слова В. Викторова)

"Все новое у нас",.
"Мы сидим за партами впервые",
"Переменка",
"Я стараюсь",
"Прогулка на автобусах",

" Парцхаладзе Мераб Алексеевич

Большая дружба связывает заслуженного деятеля искусств РСФСР и Грузинской ССР композитора Мераба Алексеевича Парцхаладзе с ребятами разных городов нашей необъятной страны, он прекрасно знает и очень любит тех, кому посвящает свои произведения. Композитор, считающий музыку одним из самых важных элементов нравственного воспитания, духовного формирования человека, стремится развивать в ребятах доброту, чуткость и отзывчивость. Его музыка воспитывает в них любовь к Родине, раскрывает красоту и многообразие окружающего мира. Это и привлекает к его творчеству детей самых разных возрастов.
Родился Мераб Алексеевич 15 декабря 1924 года в Тбилиси, в семье известного грузинского композитора, фольклориста и педагога Алексея Алексеевича Парцхаладзе. Детство и юность его прошли в Батуми. Будущий композитор был буквально окружен музыкой — дома он слышал сочинения отца, с классической музыкой знакомился в музыкальной школе, а грузинская народная песня, яркая, многоликая звучала повсюду.
Музыкальные и творческие способности Мераба проявились очень рано: уже в девять лет он начал сочинять.
В Батуми он окончил музыкальную школу, а в 1942 году — музыкальное училище по классу фортепиано педагога Г. Д. Бучинского. Но занятия музыкой пришлось надолго прервать — шла Великая Отечественная, война, и восемнадцатилетний музыкант стал воином. Сержант М. Парцхаладзе вернулся с фронта, награжденный несколькими боевыми медалями.
Демобилизовавшись, М. Парцхаладзе поступил сразу в Одесский медицинский институт и в Одесскую консерваторию. Но любовь к музыке победила: он вернулся в родные края, чтобы продолжить музыкальное образование в Тбилисской консерватории по композиции в классе профессора С. В. Бархудоряна.
В 1948 году, будучи студентом второго курса, Мераб написал токкату для фортепиано «Панду-рулли», посвятив своему отцу. Яркая, темпераментная пьеса — подражание наигрышу на грузинском народном инструменте пандури — явилась новым жанром в грузинской фортепианной музыке — жанром пандурулли-токкаты. С большим успехом она прозвучала в 1949 году в исполнении автора в Москве в Большом зале консерватории на Первом Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов. Это первое произведение композитора, ставшее известным.
С 1950 года композитор живет в Москве, здесь он заканчивает консерваторию и аспирантуру по классу композиции у известного советского педагога профессора С.С. Богатырева.
Блестящая школа, полученная молодым композитором, его природный мелодический дар, знание грузинского фольклора, бережное и любовное отношение к народной песне, определившие особенность почерка М. Парцхаладзе, серьезное и вдумчивое отношение к своей профессии позволили ему весьма разносторонне проявить себя в различных жанрах музыкального творчества. Он автор Фортепианного концерта, произведений для симфонического оркестра (среди них симфоническая поэма «Нестан» - по мотивам поэмы Ш. Руставели «Витязь, в тигровой шкуре» и сюита. «Лесные картины»), Струнного квартета, скрипичной и фортепианной сонат, романсов, песен, музыки к кинофильмам, театральным спектаклям и радиопостановкам. Получили известность его произведения для хора a capella на стихи грузинских и русских поэтов, отличающиеся высоким мастерством, глубоким проникновением в природу хорового жанра, тонким колоритом.
Мераб Алексеевич постоянно обращается к музыке для детей. Детская музыка М. Парцхаладзе включает в себя инструментальные пьесы, музыкальные сказки, песни и хоры для ребят всех возрастов— от самых маленьких до стоящих на пороге юности.
В настоящий сборник вошли избранные детские песни и хоры с нотами М. Парцхаладзе. Многие из них отмечены премиями конкурсов в нашей стране и за рубежом.
Композитор хорошо знает особенности и возможности детских голосов, поэтому его произведения удобны для исполнения, их мелодии легко запоминаются, а образный строй близок детскому восприятию. Его музыка полна романтики, отличается красочностью, мелодическим многообразием и богатой пластикой музыкальных образов, в своих произведениях композитор всегда искренен, эмоционально открыт.
Яркие, самобытные произведения c нотами для фортепиано Мераба Парцхаладзе часто исполняются в концертах и по радио, в нашей стране и за рубежом. Они все больше завоевывают сердца юных слушателей, помогая им приобщиться к прекрасному миру музыки.

Большое место в творчестве композитора занимает музыка для детей («Детский альбом» для фортепиано, пять сборников детских хоров a'Cappella: «Утро Родины», «На свете много разных стран», «Песня ручьи», «Здравствуй» утро!», «Костер пашей дружбы», сборник школьных песен «Солнце глянуло а окно», малышам и младшим школьникам адресованы сборники: «Наш край», «Я юный ленинец», «Хороша моя земля», «Лучезарный день встает», «Друзья птиц», музыкальные сказки: «Короткий хвост, Холодный нос» и «Самый лучший Дед Мороз», инструментальные пьесы.
В концертах многих известных хоровых коллективов часто звучит хоровая музыка М. Парцхаладзе - жанр, который дорог композитору с детства, когда он зачарованно слушал народное грузинское пение.
Песни и хоры М. Парцхаладзе неоднократно отмечались премиями на многих конкурсах.
Получили известность его произведения для хоров a'Cappella па стихи грузинских и русских поэтов, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, глубоким проникновением в природу хорового жанра, тонким колоритом. Композитор глубоко чувствует природу этого жанра, с большим мастерством сочетая национальный грузинский колорит, черты естественного народного многоголосия с техникой современного хорового письма.

ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! Слова Л. Некрасовой
ХОРОША МОЯ ЗЕМЛЯ. Слова Л. Кондратенко
ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК. Слова Ш. Акобиа. перевод с грузинского Г. Андреевой
ЛИСТЬЯ ПО ВЕТРУ ЛЕТЯТ. Слова М. Пляцковского
МАМИНА ПЕСЕНКА. Слова М. Пляцковского
МОЙ КРАЙ. Слов» Ш. Акобна, перевод с грузинского В. Семернина.
МАМА И СОЛНЦЕ. Слова У. Краста, перевод с латышского В. Викторова
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА. Слова Л. Кондратенко
ОСЕНЬ. Слова Л. Некрасовой.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Слова 3. Петровой
СОБИРАЕМ ВИНОГРАД. Слова В. Татаринова
ПЕСЕНКА О ЗАРЯДКЕ. Слова Н. Кереселидзе, перевод с грузинского Ю. Полухяна
РУЧЕЙ. Слова Ш. Цвижбы, перевод с грузинского А. Гурана
ОСЕНЬ. Слова Ц. Китиашвили, перевод с грузинского А. Гурина
СНЕГА-ЖЕМЧУГА. Слова М. Пляцковского
ДЕД МОРОЗ. Слова Л. Кондратенко

ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ДОБРЫМ УТРОМ, КРАЙ РОДНОЙ! Слова В.Татаринова
САМАИА. Слова М. Килявядзе, перевод с грузинского В. Викторова.
ПРАЗДНИКУ-САЛЮТ! Слова М. Пляцковского
ЗАКОН АРХИМЕДА. Слова Л. Кондратенко
ДОЖДИК ВЕСЕННИЙ. Слова Г. Цецхладае, перевод с грузинского В. Татаринова
ЭТО РОДИНА МОЯ. Слова М. Поцхишвили, перевод с грузинского Ю. Каменецкого
КОЗЕЛ—ПАРИКМАХЕР. Слова В. Викторова
РУЧЕЙ. Слова Я. Халецкого
КРОКОДИЛ. Слова В. Викторова
БОКС. Слова В. Татаринова
КОСТРЫ ПИОНЕРСКИЕ. Слова В. Татаринова
ОТЧИЗНА МОЯ. Слова О. Баровской, перевод с украинского Ю. Полухииа
ТАК ДЕРЖАТЬ, РЕБЯТА! Слова В. Кувнецова
ПЕСНЯ О ЮНОМ ПАРТИЗАНЕ. Слова В.Татаринова
РОДИНА. Слова И.Абашидзе, перевод с грузинского В.Викторова
ЗДРАВСТВУЙ, РОВЕСНИК! Слова Е. Горбанской
НА КОМСОМОЛ РАВНЕНИЕ МЫ ДЕРЖИМ. Слова М. Пляцковского.

ДЕТСКИЕ ХОРЫ ВЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗДРАВСТВУЙ, УТРО! Слова Э. Джгаладае, перевод с грузинского А. Турина
ВЕТЕР. Слова М. Пляцковского
ВЕСНА В ГРУЗИИ. Слова Н. Найденовой
МОРЕ СПИТ. Слова Л. Кондратенко.
СНОВА ОСЕНЬ. Слова Е. Авдиенко
ДОЖДИК. Слова И. Векшеголовой
ВЕСНА. Слова В. Семернина
ОЗЕРО. Слова Б. Купаташвили, перевод с грузинского А. Турина
САМАИА. Слова М. Квлявидзе, перевод с грузинского В. Викторова.
НОЧЬ. Слова М. Квлявидзе, перевод с грузинского Е. Николаевской
УТРО ОТЧИЗНЫ. Слова В.Татаринова
У ВЕЧНОГО ОГНЯ. (Вокализ)
БЕРЕЗОВАЯ ВЕТКА. Слова В.Викторова
ХРАБРЕЦЫ. Слова Г. Граубяна
НАД РОДИНОЙ НОВОЕ УТРО ЗАЖГЛОСЬ. Слова В. Викторова.

В учебно-методическом пособии Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста"представлены песни и хоры известного отечественного композитора М.А.Парцхаладзе. Даны рекомендации педагогам по разучиванию их с детьми, включены беседы с композитором, ведущими хормейстерами по широкому кругу вопросов, связанных с музыкально-исполнительской деятельностью. Приведен справочный материал. Пособие адресовано руководителям детских коллективов, учителям музыки, преподавателям училищ и вузов, работникам системы повышения квалификации.

В конце 19-начале 20 века были написаны первые оперы для детей:

Брянский: «Кот, козел и баран» и «Музыканты» (на тексты басен И.А.Крылова, Лысенко М.: «Коза-дереза» (1888 г.) и «Пан Коцкий» (1891 г.), Ребиков В.: «Елка» (1900 г.) и «Сказка о Принцессе и Короле-лягушке» (1908г.), Асафьев Б.: «Золушка» (1906 г,), «Снежная королева» (1907 г., инструментована в 1910 г.), Кюи Ц.: «Снежный богатырь» (190б г.), «Красная шапочка» (1911 г.), «Кот в сапогах» (1912 г.), «Иванушка-дурачок» (1913 г.), Гречанинов А.: «Ёлочкин сон» (1911 г.), теремок","кот,петух и лиса".

Большой популярностью пользуются у юных слушателей: «Детские сцены», И. Брамс, П. И. Чайковский «Детский альбом», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», А. К. Лядов Симфонические картины «Баба-Яга», «Кикимора», А. К Дебюсси сюита «Детский уголок», Б. Барток «Десять легких пьес», «Детям», «15 венгерских крестьянских песен», «Румынские рождественские песни», С. С. Прокофьев «Гадкий Утенок», балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», «Сказки старой бабушки», симфоническая сказка «Петя и Волк», Д. Д. Шостакович «Детская тетрадь», Б. Бриттен цикл «Обрядовые рождественские песни» "В пятницу после обеда", Г. В. Свиридов «Альбом пьес для детей», Е. Крылатов балет «Цветик - семицветик», песни «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Три белых коня» и другие.

После революции 1917года жанр детской оперы, как в прочем и многие другие музыкальные жанры, отходит на задний план, как не отвечающий требованиям исторического момента.

На первый план вышла песня, как жанр наиболее демократичный, доступный пониманию подрастающего поколения. Постановка же детских опер требовала сразу очень больших затрат, много сил и времени: нужны были квалифицированные кадры - как руководители-организаторы, так и грамотные, музыкально подготовленные исполнители; необходима материальная база и, в конце концов, новый, качественно достойный репертуар. Когда обстановка в стране стабилизировалась, энтузиастами детского эстетического воспитания снова был поднят вопрос о необходимости дальнейшего развития жанра детской оперы, как весьма интересного и полезного во многих отношениях.

Первые детские оперы советского периода:
Гречанинов А. «Теремок» (1921 г.) и «Кот, Петух и Лиса» (1924 г.)
Половинкин Л. «Ирландский герой» (1933 г.) и «Сказка о рыбаке и рыбке» (l 935 г.)
Красев М. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1924 г.), «Маша и медведь» (1940 г.)
«Петушок» (1940 г.), «Теремок» (1942 г.), «Муха-Цокотуха» (-),

«Тим и Том» (-), «Морозко» (1950 г.), «Павлик Морозов» (1953 г.)
Коваль М. «Волк и семеро козлят» (1939 г.)
Левитин Ю. «Мойдодыр» (-, поставлена в 19б3 г.)

Наряду с русской народной сказкой за сюжетную основу опер стали приниматься сочинения советских поэтов и писателей: А. Барто, К. Чуковского, С Маршака, С Михалкова, А. Толстого и многих других. Их произведения шли в ногу со временем, тематика как нельзя лучше отражала новую советскую жизнь.

Музыка занимает большое место в детских фильмах: "Красная шапочка" Александрова; "Золушка" Спадавеккиа; "Дети капитана Гранта" Дунаевского; «Приключение Электроника» Крылатова. Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: "Бременские музыканты" композитора Г. И. Гладкова, "Крокодил Гена" композитора М. П. Зива. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией.

В середине 20 века были написаны такие детские оперы как:

Красев М.И. Опера «Петушок», «Тим и Том», «Петушок», «Теремок», «Муха –Цокотуха», Левитин Ю.А. Опера «Мойдодыр», Коваль М.В. Опера «Волк и семеро козлят», Бойко Р.Г. Опера «Станция Заваляйка».

На примере детских опер композитора Михаила Ивановича Красева можно показать, что они предназначены для исполнителей разных возрастных групп.

Четыре из них – так называемые оперы-игры, предназначены для сценической постановки силами детей младшего возраста и имеют разную степень сложности исполнения. Самая простая «Тим и Том» предназначена для исполнителей дошкольного возраста. Вторая по сложности является опера «Петушок» предназначенная также для постановки в детских садах. Оставшиеся две – «Теремок» и «Муха-Цокотуха» - несколько сложнее выше названных опер: они могут быть поставлены как в общеобразовательной школе силами учащихся начальных классов, так и в тех детских садах, где ведется систематическая музыкальная работа и есть дети с хорошими голосами для исполнения сольных номеров.

Опера в исполнении детей в школе - всегда событие. Ее постановщик должен обладать не только незаурядными педагогическими способностями, но быть хорошим хормейстером и отличным организатором. В том-то и отличие детского хора от детской оперы, что в ней, наряду с хоровой партией, каждый ребенок – артист имеет свою свою собственную роль, а педагог должен уметь соединить на своих занятиях творческий дух и дисциплину.

В Российской практике пока не так много случаев преподавания в музыкальной, а тем более в общеобразовательной школе по методике «Детский оперный театр». Из опубликованных статей можно привести в пример авторскую методику «Детский оперный театр» Ольги Борисовны Куликовской преподавателя музыки в начальных классах гимназии №1253.

Эта методика не противоречит программе Д. Кабалевского – дети слушают музыку, обсуждают ее на уроке, делают записи в тетрадях. Но непременным разделом урока являются упражнения по сценической речи (актерскому мастерству), которые предлагаются либо всему классу, либо группам по рядам. Постоянная шлифовка произношения, работа над интонацией, постановка правильного речевого дыхания, практика в ораторском мастерстве в соединении с хоровым пением на уроке дают потрясающие результаты: за год работы в классах не осталось непоющих детей. Методика О.Б.Куликовской предполагает обязательную подготовку значительного итогового события – детского оперного представления для зрителей. Талантливый вокалист с радостью продемонстрирует свои способности, а непоющие дети мечтают участвовать в театрализации на любых условиях, потому что спектакль – это своего рода увлекательная ролевая игра, в которой педагогу режиссеру нужно лишь правильно распределить задания.

Польского происхождения, Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 г., умер в Москве 9 августа 1975г. Отец - инженер-химик, любитель музыки. Мать - одаренная пианистка, она дала первоначальные навыки игры на фортепиано. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, позже стал заниматься композицией. Еще студентом он начал работать - был тапером во время показа "немых" кинофильмов. В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию как пианист (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - как композитор. Его дипломной работой была Первая симония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора. В эти же годы Шостакович концертирует как пианист. Он получил почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, какое-то время стоял перед выбором - сделать своей профессией сочинение музыки или концертную деятельность. Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича - это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры. Здесь можно послушать "Танцы кукол" - семь фортепианных пьес для детей в исполнении Л.Тимофеевой.

Скачать музыку:

  • Лирический вальс (0.00 Мб)
  • Романс (0.00 Мб)
  • Вальс-шутка (0.00 Мб)
  • Танец (0.00 Мб)
  • Гавот (0.00 Мб)
  • Полька (0.00 Мб)
  • Шарманка (0.00 Мб)

Развитию детской оперы и балета способствует единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля, "Маша и Медведь", "Теремок", "Топтыгин и лиса", "Царевна -несмеяна", "Морозко" Красева, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Дюймовочка» Подгайца, "Белоснежка и семь гномов" Колмановского, «Волшебная флейта» Моцарта; балеты для детей: «Щелкунчик» Чайковского, "Три толстяка" Оранского, "Доктор Айболит" Морозова, "Конёк-Горбунок" Щедрина, "Буратино" Вайнберга, «Золушка» Прокофьева, «Принц и нищий» Подгайца, и др.

Наряду с фортепианной и симфонической музыкой активно развивается детская музыка для баяна. Репертуар баянистов с каждым годом обогащается новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания. Звуковые качества инструмента, близость его к звучанию человеческого голоса делают баян одним из самых любимых и популярных музыкальных инструментов. Многотембровый готово - выборный баян располагает богатыми художественными и техническими возможностями и позволяет наиболее полно выразить все замыслы композитора, показать всю образность и красочность, выразительность и изобразительность детской музыки, раскрыть разнообразие звукового мира природы и человека, показать разнообразие способов звукоизвлечения. С ростом исполнительского мастерства совершенствуется и литература, специально написанная для баяна. Значительно пополнился репертуар начинающих баянистов. Помимо переложений фортепианных произведений русских и зарубежных композиторов, современными композиторами создан целый ряд детских произведений написанных специально для баяна. Сюда входят не только отдельные пьесы, но и целые сборники, сюиты, циклы. К детской музыке обращались многие композиторы: Н.Чайкин «Детский альбом», А. Доренский «Детские сюиты», В. Семенов «Детские сюиты», А. Репников «Альбом для детей», сюита «Сувениры», Е. Дербенко детские пьесы, обработки народных песен, Вл. Золотарев «Детские сюиты». Эти произведения представляют несомненный интерес, способствуют развитию техники и формированию исполнительской культуры учащихся, расширяют педагогический репертуар.

Развитие музыкального творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой музыкального образования и воспитания детей. В настоящее время работает большое количество музыкальных школ, студий. Произведения для детей исполняются по радио и телевидению, на концертной эстраде, в детских театрах, в профессиональных учебных заведениях.

Композиторы XX века продолжают традиции своих предшественников и создают яркую, интересную инструментальную детскую музыку. Именно на эту эпоху пришелся расцвет музыки, потому что ранее она была доступна только в обеспеченных семьях. Также композиторы, не упрощая своего музыкального языка, сочиняли ее так, чтобы дети могли справиться с техническими трудностями.

Современные композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вокальных и фортепианных миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симфонические произведения, концерты.

Роль Владислава Золотарева в формировании исполнительства и литературы для баяна

Большой вклад в историю и в развитие баянного искусства внес Владислав Золотарев. Его жизненный путь начинался в самый разгар Великой Отечественной Войны, когда у офицера Андрея Золотарева и его жены Аграфены родился сын, которого назвали Владиславом. Год его рождения точно не установлен. Есть источники, которые указывают на 1942-й год, другие называют 1943-й год. И сам композитор исходит в дневниках как из одного, так и из другого года. День его рождения, 13-е сентября, совпал с днем рождения А. Шенберга, что позже имело большое значение для Владислава.

В 1969-м г. в Магадане выступал баянист Эдуард Павлович Митченко, и Золотарёв приехал туда, чтобы услышать его и показать ему свои произведения. Митченко был в восторге от музыки Золотарёва, он увидел в ней будущее баянного репертуара. Он взял несколько произведений с собой в Москву и вскоре начал использовать их в своих концертных программах, с которыми он путешествовал по всему Советскому Союзу.

Исполнительские комментарии «Детских сюит» для баяна Владислава Золотарева

Цикл из Шести детских сюит Владислава Золотарёва является уникальным в баянной литературе. Они представляют несомненный интерес, способствуют развитию техники и формированию исполнительской культуры учащихся, расширяют педагогический репертуар. Композитор в жанре музыки для детей и юношества как бы продолжает традиции Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского.

В исполнительском и педагогическом плане сюиты представляют интерес для необычайно широкого круга баянистов. Разнообразные художественные и технические задачи могут ставиться при исполнении их учащимися музыкальных школ и училищ, студентами консерваторий. Концертирующие исполнители охотно включают Детские сюиты в свои программы, так как они пользуются неизменным успехом у самой широкой публики.

В пьесах использованы различные виды техники, применяются разнообразные приёмы игры. В образном отношении здесь множество оттенков: грусть, печаль, раздумья, радость, юмор, сказочность, волшебство. Передача душевных состояний человека сменяется зарисовками природы.

Жанровый и тематический материал сюит очень разнообразен. Здесь и мелодии в духе русских песен и танцев, и марш, и так называемая «табакерочная» музыка, и гармошечные наигрыши. Отдельные части из Дестких сюит представляют собой как бы театрализованные сценки, например, 2 часть из сюиты №3 написана композитором по прочтении стихотворения Р.Бёрнса «Финдлей» и выразительно изложена в виде диалога.

В первых трёх сюитах преобладают жанрово-конкретные образы, в них больше жизнерадостности. В последних сюитах большее место занимают абстрактно-отвлечённые образы, преобладают оттенки печали, грусти.

Список используемой литературы:

1. Липс Ф. Кажется, это было вчера М., Музыка 2009г.

2. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е, Дополн. М., Музыка 2004 г.

3. Журнал «Народник» 2002г.

4. Антология литературы для баяна. Часть 7, М., Музыка, 1990г.

5. www.GoldAccordion

Список произведений Владислава Золотарева

Камерная сюита в шести частях 1965

1. Вечерняя прелюдия,

2. Свет луны за окнами струится,

3. Ночной снегопад,

4. Таинственные видения,

5. Зову мгновенья сумрачной печали

6. Старинная сказка


Цикл детских сюит. 1968-1974

Детская Сюита №1 в 5-ти частях:

1.Скоморохи при дворе

2.Машенькины вздохи

3.Шут на гармонике играет

4.Диковинка из Дюссельдорфа

5.Марш солдатиков

Детская сюита №2 в 7-ми частях:

1.Пробуждение

2.Прогулка

3.Грустная песенка

4.Игра

5.Кот-проказник

6.Вальс кукол

7.Танец матрёшек

Детская сюита №3 в 4-х частях.

Детская сюита №4 в 5-ти частях:

1.Отзвуки театра

2.Размышление

3.Багатель

4.Старинные часы

5.Волшебная шкатулка

Детская сюита №5 в 5-ти частях:

1.Карабас-Барабас

2.Дюймовочка

3.Кораблик

4.Рождественская песенка

5.Восточная мелодия и танец

Детская сюита №6 в 5-ти частях:

1.Зимнее утро

2.В деревне

3.Волынка

4.Сумерки

5.Тарарушки


Современные композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вокальных и фортепианных миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симфонические произведения, концерты. Большое распространение получил жанр современной детской песни, которая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Многие современные композиторы посвятили своё творчество детской музыке. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки" (ор. 28, 1926) и сборник "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обработки народных мелодий Г. Г. Лобачёва: сборник "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонация, чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано около 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты народных сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к народному лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведением композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодичности оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата", "Мы - весёлые ребята", вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в детскую музыку внесли композиторы А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский, А. Я. Лепин, З. А. Левина, М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский, А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня "Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.).


Музыка занимает большое место в детских фильмах: "Царь Дурандай" (1934) и "Красная шапочка" (1937) Александрова; "Золушка" Спадавеккиа (1940); "Дети капитана Гранта" (1936) и "Концерт Бетховена" (1937) Дунаевского; "Красный галстук" (1950) и "Здравствуй, Москва!" (1951) Лепина; "Айболит-66" Б. Чайковского (1966). Много музыки звучит в детских мультипликационных фильмах: "Бременские музыканты" композитора Г. И. Гладкова (1968). Заслуженный деятель искусств России, композитор Гладков Григорий Васильевич - член Союза композиторов и член Союза кинематографистов России, член московского профкома драматургов.

Его часто называют детским композитором. И, действительно, Григорий Гладков выпустил самое большое количество пластинок, компакт-дисков и кассет для детей, но точнее было бы назвать – семейным композитором, так как песни у него для всей семьи. Они и для детей, и для мам и пап, и для дедушек и бабушек. Но сам он себя считает композиторомэкологическим, потому что основные герои его песен, не люди, а звери, птицы, рыбы и природа. А ещё он гордится тем, что связан с авторской песнейи считает, что звание Бард, выше многих официальных званий.

Григорий Гладков написал музыку более чем к 70 спектаклям (его музыка звучит более, чем в 50-ти театрах России), более, чем к 40 пластинкам, лазерным дискам и кассетам, и к огромному количеству мультипликационных, художественных и документальных фильмов. Многие произведения Гладкова Г.В. стали классикой. Это музыка к мультфильмам и сказкам: «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему велению», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки», «Приключения Незнайки и его друзей», «Винни- Пух», «Кошкин Дом», «Приключения Буратино», «Красная шапочка», «Про Федота- Стрельца», «Трям, здравствуйте!», «Пой, Вася!», «В коробке с карандашами», «Весёлая Детскотека», «Сказки старого волшебника».

Григорий Гладков очень много работает на радио и телевидении. Он написал песни и музыку к телепередачам «Будильник», «Дог-шоу «Я и моя собака», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», телеканалам «Культура», «7ТВ», «ТВ-МИР», «Звезда», ОРТ, РТР, СТС и т.д. Он основатель телевизионного фестиваля кантри- и фолк-музыки «Фермер» и теле- и радио- передач «Кантри- клуб» и один из создателей кантри- группы «Кукуруза», которая номинировалась на самую престижную премию в области музыки в США «Грэмми», и пластинки которой продаются во многих странах.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968). Развитию детской оперы и балета способствует единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" Бойко (1961), "Белоснежка и семь гномов" (1963) Колмановского, "Мальчик Великан" Хренникова (1968); балеты для детей "Три толстяка" Оранского (1935), "Аистёнок" Клебанова (1937), "Сказка о Попе и работнике его Балде" Чулаки (1939), "Сон Дрёмович" Чемберджи (1943), "Доктор Айболит" Морозова (1947), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга, "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

Владимир Шаинский – легенда в современной музыке. За более чем 40 лет композиторской деятельности Владимир Шаинский сочинил множество произведений. Среди них опера для детей, несколько мюзиклов, однако самый большой успех выпал на долю его детских песен из мультфильмов, среди них: "Чебурашка", "Куда идет слоненок", "Мама для мамонтенка", "Крошка - енот", "Трям, здравствуйте!" и многие другие, любимые всеми мультфильмы.

Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными: "Дрозды", "Береза белая", "Уголок России", "Багульник", "Когда цвели сады", "Белые крылья", "Не плачь, девчонка", "Идет солдат по городу", "Цыганский хор", "Песня Крокодила Гены", "Улыбка", "Через две зимы", "Кузнечик", "Антошка", "Про папу", "Пропала собака", "Облака", "Мамонтенок", "Любви негромкие слова".
К современным детским композиторам относится Евгения Зарицкая. Среди первых сочинений песни: «Журавушка», «Светлячок», «Хитрый бобёр», «Колыбельная для мамы», инструментальные пьесы для фортепиано соната для флейты и фортепиано, концертино для скрипки и фортепиано, камерные произведения.

В 1986 году Евгения Зарицкая создаёт существующий и поныне коллектив - Детскую шоу-группу «САМАНТА» и практически, всё своё дальнейшее творчество посвящает ей.
Для «Саманты» были созданы такие хиты, как «Земля полна чудес» и «Фонарики дружбы» на стихи Михаила Пляцковского, «Ангел», «Город твой и мой», «Белая лодка», «Три желания», «Валентинки», на стихи постоянного автора композитора – поэта и драматурга Игоря Шевчука
Именно в «Саманте» родился первый мюзикл «Ёжик» (либретто Игоря Шевчука в постановке Эдуардо Санчес Медины – Колумбия), Рождественская рок-опера «Звезда
Вифлеема» и мюзикл «Репка» (либретто Александра Мазина), а так же мистерия «Дитя ХХ1
века» с поэтом Николаем Денисовым.
Тесная творческая дружба связывает Евгению Зарицкую с московской группой Елены Пинджоян «Непоседы», для которой композитором были написаны песни: «Лето - Рок-н-ролл», «Мода», «Мир в глазах детей», «Дедушка мой». Дети из «Непосед» прекрасно исполняли в разное время песни как: «Три желания», «Три подружки», «Ангел летит», «Валентинки», «Облака», и др.
Песни Евгении Зарицкой широко поют детские коллективы в нашей стране и за рубежом, побеждая на конкурсах и фестивалях.
Литература: Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей,; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев,., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л.,; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970. https://coolreferat.com/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

На современном пространстве главенствуют детские музыкальные произведения из мультфильмов и кинофильмов. Начиналось все с песен И. Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта», которые пропитаны романтизмом и отвагой. Б. Чайковский написал музыку к фильму Ролана Быкова «Айболит 66». Композиторы В. Шаинский и М. Зив создали незабываемые музыкальные темы к мультфильму про Чебурашку и его друга крокодила Гену. Огромный вклад в копилку детских музыкальных произведений внесли композиторы А. Рыбников, Г. Гладков, Е. Крылатов, М. Минков, М. Дунаевский и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: