Система показателей (сомневаюсь)

Существует несколько подходов к структуризации эк. И. Они зависят от целей и методов организации И. Структура- это конкретные информационные образования, наделенные экономическим смыслом. Именно в структурных единицах И. принимает осязаемый характер. Структурное строение эк. И. может быть различным, но приоритет отдается иерархическому принципу выделения информационных образований- единиц. Единица самого высокого ранга- информационная система какого-либо объекта управления, например, отрасли, региона, п/п и т.п. Информационная система - совокупность информации объекта управления, которым может быть практически любой процесс и предмет в н/х. Информационная система делится на: подсистемы, массивы, показатели и реквизиты. Реквизит- минимальное структурное образование, несущее экономический смысл. Он характеризует эк. явления с какой-либо одной стороны: качественной или количественной. В первом случае это достигается посредством призначных свойств, задающихся словами. Обычно слова заменяются кодами, но их текстовая сущность сохраняется. Такие реквизиты называются реквизитами - признаками (примеры: название п/п, вид кредита и т.п.). Количественные характеристики задаются числами в явной форме и называются реквизитами - основаниями (пример: трудоемкость в нормо-часах, стоимость в руб. и т.д.). В показателях сочетаются реквизиты - основания с реквизитами - признаками, что позволяет давать полное представление об экономических процессах как с количественной, так и с качественной сторон. Одно основание может иметь один или несколько признаков. Обычный случай образования показателей представляет набор только реквизитов - признаков, один из которых (ведущий признак) выполняет функцию основания.. Роль показателей исключительно высока в экономике, и их следует считать главными структурными единицами экономической И. Реквизиты и показатели обладают своими внутренними качествами: формой (названием) и содержанием (значением). Например, показатели сумм з/пл рабочих имеют различные значения, присущие отдельным рабочим в разные периоды времени. Ряд показателей одной формы, но с различными значениями образуют массив. Массив принимает упорядоченное содержание, если все показатели (реквизиты) располагаются с заданной последовательностью значений, например, в порядке возрастания чисел натурального ряда или по алфавиту. Информационная система при дифференциации объекта управления подразделяется на подсистемы нескольких рангов, образуя самостоятельные структурные единицы. Каждая информационная подсистема формируется из определенных массивов, состав которых зависит от задач, решаемых подсистемой.

Другой подход к структуризации И. Запись экономической И. в документах, на магнитных лентах, дисках и др. носителях сопровождается особой ее структуризацией.В ЭВМ инф. структуризируется особыми приемами, что приводит к образованию таких единиц как байты, машинные слова, поля и т.д. В АС инф. подвергается соответствующей структуризации с выделением таких информационных образований как база данных, информационный фонд, каталоги и словари данных. При внедрении диалогового режима появились такие структуры, как меню-столбцы и меню-строки, электронные таблицы и др.

4. Системы классификации и кодирования Классификация - система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком (основание классификации). Объекты необходимо класссиф-ть для:-выявления общих свойств инф-го объекта, который определяется инф-ми параметрами (реквизиты). Реквизиты представляются либо числами (год, стоимость), либо признаками (фамилия, цвет); -для разработки правил, алгоритмов обработки информации. При классификации нужно соблюдать требования: полнота охвата; однозначность реквизитов; возможность включения новых объектов. Классификаторы бывают: общегосударственные, отраслевые, локальные (внутри 1 п/п). Существует 2 системы классиф. объектов: 1.Иерархическая, 2.Фасетная. При иерарх. сист. множество объектов разбивается на соподчиненные подмножества. Каждый объект на определенном уровне характеризует конкретное значение выбранного признака классиф.. Для последующей классиф. нужно задать новые признаки. Количество уровней классиф. называется глубиной классиф. Плюсы: простота построения, использование независимых классиф. признаков в различных ветвях иерарх. структуры. Минусы: жесткая структура - сложно ввести изменения, невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков. Фасетная система - позволяет выбирать признаки классиф. (фасеты) независимо друг от друга. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классиф. признака. Плюсы: использование большого числа признаков классиф.; возможность модификации всей системы без изменения структуры группировок. Минусы: сложность построения - нужно учитывать все многообразие фасетов. Классиф. - основа кодирования.Кодирование - процесс присвоения условного обозначения объектам классиф. Система кодирования применяется для замены названия объекта на какой-либо код. Код строится на основе использования букв, цифр. Код характеризуется длиной (числом позиций), структурой (порядком расположения символов). Методы в системе кодирования: классификационный и регистрационный. Классиф. системы кодирования - предварительная классиф. объектов. Существует поразрядная классиф.; система повторения; комбинированная система. Регистрационная - не требует предварительной классиф. объектов. Существует порядковая и серийная. Порядковая система кодирования - последовательная нумерация объектов числами натурального ряда. Используется когда кол-во объектов невелико (1,2,3...) Плюсы: простота и малозначность. Минусы: с появлением новых объектов логическая стройность нарушается. Серийная система кодирования - предполагает деление объектов на классы, серии. Внутри серии - порядковая система. Используется когда количество групп невелико (1.1, 1.2...2.2, 2.2...). Плюсы: возможно предусмотреть резерв серии; можно подвести итог по серии. Минусы: нужно предусмотреть правильный резерв. Поразрядная (позиционная) система - используется для кодирования сложных номенклатур, объекты которых могут формироваться по различным признакам. Например, К-4-2: К - позиция для института, 4 - позиция курса, 2 - позиция группы. Плюсы: четкое выделение классификационных признаков; логичность построения. Система повторения - используются буквенные или цифровые обозначения, непосредственно характеризующие объект. Например - план счетов. Счет 10 - сырье и материалы. Внутри счета - несколько субсчетов, раскрывающих содержание счета. Комбинированная система - используется для кодирования больших и сложных номенклатур, которые необходимо группировать по нескольким соподчиненным или независимым признакам (аналогична позиционной системе).

5.Понятие информационных технологий: определение, основные принципы и инструментарий Процессы преобраз. информации связаны с информационными техн-ями. Техн-я в переводе с греческого - искусство, умение, а это не что иное как процесс. Процесс - определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленных целей. Техн-я материального производства определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. ИТ - система взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Цель ИТ - производство информации для анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия (управленческого решения). Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является инф., а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Основные принципы компьютерных (новых) информационных технологий: интерактивный режим (диалоговый или режим реального времени) работы с ПК;интегрированность (стыковка);гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Инструментарий ИТ - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, техн-я работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель (текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д. Требования к ИТ: малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя; автономность в эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды; гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным сферам применения: в управлении, науке, образовании, в быту;"дружественность" операционной системы и прочего прогр.обеспечения, обусловливающая работу с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; высокая надежность работы (более 8000 часов наработки на отказ).

6. Этапы развития информационных технологий (ИТ) в своем развитии, прошла несколько этапов. 1 - ручной. В основе ИТ были ручка и бух. книга. Связь осущ. путем направл.писем. Данный этап характериз. низкой продуктивностью инф. обработки данных. 2 – механич. дляобр. инф. стали применять пишущие машинки и телефон. 3- электрич. обр. инф. Для обр.инф. использ.электрич. пишущ. машинки и копир. машины. 4 – комп. техн-я. Появл. ЭВМ. ИТ, сод.как минимум три компоненты обр. инф.: учет, анализ и принятие решений и происход. перенос центра тяжести развития АСУ на данные компоненты с максим.применением человеко-машинных процедур. 5 – появл. ПК. Происход. переход от вычисл. центров к распределенному вычисл. потенциалу, происход.повыш. однородности технологии обраб. инф. 6 - этап новых ИТ, основу кот. сост.: развитые коммуникации; дружественное ПО;распределенная компьютерная техника.

9. Понятие и состав автоматизированных информационных систем (АИС) Информационная система (ИС) – сист. сбора, хранения, накопл., поиска и передачи инф., применяемая в процессе управ-я или принятия решений. ИС включает:инф-ю. – справочный фонд, язык обработки инф.,носители инф., комплекс моделей. Автоматизированная ИС – совокуп. инф., экономико-мат-х методов и моделей, аппаратных, прогр-х, организац-х, технологич-х ср-тв и специалистов. АИС предназнач. для эффек. эксплуатац. экономической ИС.Экономич. информ. система (ЭИС) – комплексы функц- ия, кот. отражают состояние экономич.объектов в процессе их развития. Классиф-ция ИС По назнач.: система инф.обеспеч. (1С), справочно-инф. система, кот.имеет самост. целевое назнач. (гарант). По кол-ву польз-й и террит. признаку: однопольз-е (excel),многопольз-е низкого уровня (access), ИС уровня предпр-я, распределенные, очень большие, сверх большие. 3. По функциям управления: плановые, бух. прогр.. 4. По отраслям: ИС для машиност. и т.д. 5. По видам обрабат. инф..: Виды информ.: – текстовая,– графическая,– мультимедийная,– числовая,– модели реального мира. 6. По оперативности обработки инф..: система реального времени, система пакетной обработки.

7. По поддержке видов деятельности: с истема автоматизир. проект-я, автоматизированные ИС, автоматизированные системы управления технологическими процессами.

7. Классификация ИТ По методам и средствам обработки данных: глобальные ИТ включают модели, методы и средства использ. ИР в обществе в целом; базовые ИТ ориентированы на опред. обл. применения: пр-во, науч. исслед., проект-ие, обучение и т.д.; конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя. По обслуживаемым предметным областям: ИТ в бух. учете; ИТ в банк. деят-ти; ИТ в налог. деят-ти; ИТ в страх. деят-ти;ИТ в стат. деят-ти и т.д. По вида обрабатываемой информации

Предлож. выделение условно, т.к. больш-во этих ИТ позволяет поддерживать и другие виды инф-ции. Н-р, в текст. процессорах предусмотрена возможность выполнения примит. расчетов. Табл. процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текст. инф-цию, обладают встроенным аппаратом генерации графиков. По типу пользовательского интерфейса Пользовательский интерфейс – взаимод. Комп. с пользователем. Эта клас-ция позволяет говорить о системном и прикладом интерфейсе. Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных ИТ. Системный интерфейс - набор приемов взаимодействия с компьютерами, которое реализуется ОС или ее надстройкой. Командный интерфейс - самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды (в ОС MS DOS системное приглашение: С:\>, в ОС Unix - $). WIMP - интерфейс. При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши. SILK - интерфейс. При использовании этой ИТ на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям. Однопрограммная оперативная система - MS DOS. Многопрограммные операционные системы: Unix, Windows 3.1 и выше, Dos 7.0 позволяют одновр. выполнять несколько приложений на рабочем месте одного пользователя. Различаются они алгоритмом разделения времени. Если однопрогр. ОС работают или в диалоговом или в пакетном режимах, то многопрограммные совмещают указанные режимы. Многопольз. системы - реализуется сетевыми ОС. Они обеспечивают удаленные сетевые технологии, а также пакетную и диалоговую технологии на рабочем месте пользователя. Большинство обеспечивающих ИТ и функциональных ИТ м.б использованы управленческим работником без дополнительных посредников (программистов). При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий. Пакетные ИС работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются, формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток этого режима - низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы. Экономич. задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются след. Св-ми: алгоритм решения задач формализован, процесс решения не требует вмешательства человека; имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях; расчет выполняется для большинства записей входных файлов; большее время решения задачи обусловлено большим объемом данных; регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью. Диалоговые ИС работают в режиме обмена сообщениями между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, когда пользователь может выбирать перспективные варианты из числа предлагаемых системой. Диалоговый режим (интерактивный) явл-ся развитием пакетного. Если применение пакет. режима позволяет уменьшать вмеш-тво пользователя в процесс задачи, то диалоговый режим предполаг. отсутствие жестко закрепленной послед-ти операций обработки данных. Сетевые технологии обеспеч. взаимод-е многих пользователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: