В Российской империи в XIX–начале XX вв

Законодательство Российской империи в сфере регулирования семейных отношений в XIX–начале XX вв. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения граждан, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также из принятия детей в семью на воспитание. Предметом семейного права являются семейно-правовые отношения, носящие, как правило, длящийся характер, субъектами которых являются: супруги, дети, родители, другие родственники, а также усыновители, опекуны, попечители, лица, взявшие ребенка в семью на воспитание. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы. Метод регулирования семейно-правовых отношений основан на признании юридического равенства участников семейных отношений и автономии их воли, а также характеризуется сочетанием диспозитивного и императивного правового регулирования с некоторым преобладанием диспозитивных начал, а также дозволений над запретами.

В современной российской юриспруденции семейное право считается самостоятельной отраслью права. Однако некоторые представители юридической науки считают его всего лишь подотраслью гражданского права, другие предлагают отнести его к разряду комплексных отраслей законодательства, состоящих из норм различных отраслей права (гражданского, административного и других).

Эта дискуссия исходит из различного понимания сущности семейно-брачных отношений. Один вариант (условно его можно назвать «этическим») предусматривает отношение к браку как к особому союзу, в котором на первый план выдвигается моральная и эмоционально-психологическая сторона внутрисемейных отношений. Другой (условно называемый «договорным») придаёт большее значение экономической и правовой стороне взаимоотношений, рассматривая их как некий вариант договора, вполне сопоставимого с иными типами соглашений, регулируемых гражданским правом. Соответственно сторонники данной позиции не видят оснований выделять семейное право из сферы гражданско-правовых отношений. Семья является одной из первых исторических форм социальных отношений, важнейшим элементом структуры общества, его «ячейкой», предназначение которой заключается, прежде всего, в воспроизводстве и социализации нового поколения людей.

На протяжении всей истории развития российского государства законодатель обращал пристальное внимание на регулирование брачно-семейных отношений. После христианизации Руси институты брачно-семейного права развивалось в соответствии с каноническими правилами. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья являлась объектом защиты со стороны церкви. Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Стоглав 1551 г. определил порядок оформления брака. Кроме того, важное место среди источников, регулирующих брачно-семейные отношения, занимал Домострой - свод этических правил и наставлений, определявший взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.

Вопросы заключения и расторжения брака относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании канонического права, отрицательно относившегося к внебрачным связям женщины с мужчиной и к незаконнорожденным детям. Однако оно оказало значительное влияние на светское законодательство. Принятое в 1649 г. Соборное Уложение (светский закон) включал в себя и нормы семейного права. Его статьи устанавливали, что брак совершается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак. Браки крепостных крестьян заключаются лишь с разрешения их господ-помещиков.

В XVIII в. было принято несколько государственных актов, регулирующих семейные отношения. Указ императора Петра I от 3 апреля 1702 г. отразил принцип добровольности вступления в брак. Указом от 1714 г. «О единонаследии» повышался брачный возраст, и была сделана попытка ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак. С 1721 г. разрешались браки между православными и христианами других конфессий (лютеране, католики). Также Указы, регулирующие брачно-семейных отношений, издавал Синод. Так, Указом Синода от 1744 г. были запрещены браки для лиц старше восьмидесяти лет. В 1753 г. специальным актом запрещалась раздельность имущества и обязательственных прав супругов, согласно которому ни один из супругов не был обязан отвечать за долги другого.

Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали противоречия между правом и традицией, которая формировалась десятилетиями. Эти противоречия носили очень сложный характер, хотя российское законодательство пыталось учитывать христианские догмы и народные обычаи.

Систематизация законодательства в области семейного права связано с изданием Свода законов Российской Империи. Законы, регулирующие данную сферу отношений, были объединены в раздел «О правах и обязанностях семейственных» (кн.1 Т.X Свода Законов), который открывал Свод Законов Гражданских. В них не содержались определения брака и семьи. Однако, понятие «брак» вполне поддаётся определению косвенным путём через указания на порядок и условия его заключения. Брак понимался как постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода, который пользовался охраной и покровительством законов лишь при совершении его согласно определённым формам и с соблюдением установленных в законе условий. Указывалось, что брак влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

Обязательным условием признания брака являлось освящение его церковью. Причём данное положение распространялось не только на лиц православного вероисповедания, но и на представителей других религий, существовавших в Российской империи. Каждый брак записывался в специальную метрическую книгу, которая велась в приходе. Формуляр метрических книг окончательно был утвержден в 1838 г. Еще одним важным условием вступления в брак было согласие вступающих в брак лиц (ст.12). При этом, принуждение к вступлению в брак хотя бы одного из супругов, уже признавалось обстоятельством, разрушающим брак. Было запрещено вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет, а женского – ранее шестнадцати. Епархиальному начальству предоставлялось право разрешать браки в отдельных случаях, когда жених или невеста еще не достигли брачного возраста (но не более полугода до него). Особые правила в отношении к брачному возрасту были установлены для Закавказья, где было разрешено вступать в брак в более молодом возрасте, что в целом соответствовало традициям данного региона.

В Своде законов были определены условия, при которых запрещалось вступать в брак. Так, было запрещено вступать в брак более трех раз, что соответствовало, религиозным установкам. Кроме этого, запреты на брак распространялись на монашествующих, посвященных в иерейский или диаконский сан, а также лиц, имеющих более восьмидесяти лет от роду, и находящихся в определенных степенях родства (степень родства определялась исходя из церковных законов).

Брак прекращался со смертью одного из супругов. Расторгался брак «формальным духовным судом» по просьбе одного из супругов в следующих случаях: при доказанности прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию; когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав; при безвестном отсутствии супруга.

Патриархальный подход Закона проявлялся в том, что муж был обязан «любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи». Жена же должна была «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» (ст.ст. 106-107). Также устанавливалась обязанность супругов жить вместе.

Права и обязанности, возникающие из супружества, делились: на личные и имущественные. Личные права и обязанности носили, прежде всего, сословный характер. Сословное уравнивание супругов было возможно только в том случае, когда жена по сословному происхождению стояла ниже мужа. Устанавливался принцип раздельности имущества супругов, в соответствии с которым «каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность» (ст. 109). Отдельной собственностью супруги признавалось и ее приданое.

В Своде законов была и глава «О власти родительской», определяющая посвященная родительские права и обязанности. В случае споров между родителями мнение отца имело решающее значение. Родителям предоставлялись следующие права: представлять интересы детей и управлять их имуществом; применять домашние исправительные меры для исправления детей «строптивых и неповинующихся», отрекаться от детей, забывших страх Божий и поднявших руку на родителей, также допускалось отречение от дочери, «предавшейся распутной жизни». Родители обязаны были содержать детей и после достижения ими совершеннолетия, если дети еще нуждались в попечении родителей. Родители освобождались от обязанности содержать несовершеннолетних детей при вступлении последних в брак. Правовому положению детей не было посвящено специального раздела, но их права и обязанности были упомянуты в главе посвященной родительской власти, где говорилось, что дети обязаны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь.

В конце XIX в. государство взяло на себя регулирование части вопросов в сфере брачно-семейных отношений, решение которых ранее являлось прерогативой церкви, оно предпринимает попытки в области совершенствования таких институтов семейного права как брак, вдовство, опека. Наиболее остро в это время встали проблемы введения гражданской формы брака, упрощения процедуры развода, уравнивания в правах внебрачных детей. Светским законодательством были закреплены положения, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги.

Гражданский брак, впервые допускается российским законодательством с 19 апреля 1874г., когда были изданы Правила, разрешающие старообрядцам-беспоповцам регистрировать браки в полицейских участках. Это нововведение было вызвано тем, что российское правительство не признавало раскольничье духовенство и заключаемые им браки. Однако в отношении всех остальных подданных Российской империи государство продолжало настаивать на регистрации брака исключительно по религиозным канонам конфессии, к которой принадлежали лица, вступавшие в брак.

В 1902 г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных государствах по их законам. Причина заключалась в том, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах, которые не допускали браки между христианами и представителями других религий.

В ходе Великой российской революции (1905-1922 гг.) происходила определенная либерализация семейного законодательства. Так, Указом «Об укреплении начал веротерпимости» (апрель 1905 г.) старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с инославными, относительно заключения браков с православными. В 1906 г. правительство разработало законопроект «О семейственных правах», согласно которому разрешались браки христиан с нехристианами, но только совершенные по христианскому обряду. Предусматривалось, что если один из брачующихся был православным, то венчание производилось только по православному обряду, а во всех остальных случаях (кроме браков с сектантом) венчание происходило по правилам веры жениха или невесты по их соглашению, намечалась и отмена подписки о вере детей, рожденных в смешанных браках. Данный законопроект был внесен на рассмотрение II, а затем - III Государственной думы, однако так и не был принят.

Законодательная регламентация правоотношений в сфере усыновления отражала сочетание в юридической практике России основных законодательных норм и норм обычного права. Эволюция семейного законодательства в данной сфере состояла в том, что объектом усыновления стал сначала чужой, а позднее и свой незаконнорожденный ребенок. Причем, усыновление стало осуществляться как самим Монархом, так и Сенатом, магистратами, окружными судами по месту жительства усыновителя или усыновляемого.

Во второй половине XIX–начале XX вв. формируется институт опеки и попечительства. В соответствии с российскими традициями субъектами опекунских отношений выступали: старший в семье, вдова, отчим, достойный житель деревни, опекун-блюститель имущества, опекунское учреждение. Опека назначалась над несовершеннолетними, возраст которых определялся законом. Кроме этого, законодательство разрешало опекаемому самостоятельно выбирать себе опекуна. Определение объекта и субъекта опеки могло осуществляться сельским сходом, завещанием, приходскими священниками, духовной властью, дворянской опекой, сиротскими судами с привлечением других государственных учреждений.

Еще одним важным вопросом правового регулирования было обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Дело призрения детей регулировалось как со стороны государства, так и стороны ведомств благотворительной направленности. Однако нормативные акты фактически не давали четкого определения законного призрения нуждающихся, в том числе и детей как обязательной функции государства. 5 мая 1917 г. Временным правительством было образовано Министерство государственного призрения, на которые было возложено решение данной проблемы.

Таким образом, развитие институтов семейного права и законодательства в сфере регулирования брачно-семейных отношений в России в XIX–начале XX вв. сохраняло свою связь с церковными правилами и канонами, а также сословный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: