В период становления и упрочения тоталитаризма в СССР

Создание СССР требовало обновления отраслевого законодательства. Конституция СССР 1924 г. установила, что к компетенции законодательных органов СССР в области уголовного права относится определение основ общесоюзного уголовного законодательства. В реализации конституционной установки были приняты общесоюзные Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Они состояли из введения 39 статей, которые распределялись по следующим четырем разделам: пределы действия уголовного законодательства; общие постановления; меры социальной защиты и их применение судом; об условно досрочном освобождении осужденного от применения определенной судом меры социальной защиты.

Основные начала уточняли компетенцию общесоюзных и республиканских законодательных органов по вопросам уголовного законодательства. Отдельные виды преступлений и их наказуемость определялись уголовными законами союзных республик, за исключением преступлений государственных и воинских. Кроме того, законодательные органы Союза ССР могли указывать союзным республикам отдельные роды и виды преступлений, в отношении которых необходимо осуществление единых уголовно-правовых мер.

Основные начала не давали определения понятия преступления, но различали две основные категории преступлений: преступления, посягающие на основы советского строя, и все прочие виды преступлений. Основные начала воспроизводили правило об аналогии.

Закон сформулировал цели уголовно-правовых мер борьбы с преступностью, отказавшись вовсе от понятия наказания и заменив его понятием «мера социальной защиты», Такими целями являлись предупреждение преступлений, лишение общественно опасных элементов возможности совершать новые преступления, исправительно-трудовое воздействие на осужденных. Все меры социальной защиты должны были быть целесообразны и не иметь целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства (ст. 4). Основные начала различают три вида мер социальной защиты: меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера. Перечень мер социальной защиты дополнялся новыми видами: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, предостережение. Изменение терминологии было связано со стремлением законодателя подчеркнуть отказ советского уголовного права от возмездия. В дальнейшем уголовное законодательство Союза ССР, начиная с 1934 г., вернулось к употреблению термина «наказание».

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик представляли систему наиболее важных положений советского уголовного права, которые легли в основу уголовных кодексов союзных республик, изданных в последующие годы.

В ноябре 1926 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, который несущественно отличался от предыдущего уголовного законодательства. Он действовал до 1958 г. с изменениями и дополнениями. В 1927 г. ЦИК СССР принял Положение о государственных преступлениях и новое Положение о воинских преступлениях.

Для уголовного законодательства 1930-х гг. характерным являлось ужесточение мер наказания. Применяется целый комплекс «экстренного» законодательства направленный на борьбу с лицами, не разделяющими курс коммунистической партии и народа. Например, крестьяне, забивающие свой скот, тем самым подрывая коллективизацию, наказывались лишением свободы сроком на два года (Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 января 1930 г. «О мерах борьбы с хищническим убоем скота»). Похожие меры были предусмотрены за порчу имущества машинно-тракторных станций, за несоблюдение условий контракта на поставку хлопка, льна, табака, свеклы, за кастрацию племенных быков и многое другое (Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1931 г.).

В постановлении ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (августа 1932 г.) подчеркивалось, что лица, покушавшиеся на социалистическую собственность, должны были рассматриваться как враги народа. За ее хищение должна была применяться высшая мера социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже десяти лет с конфискацией имущества. К осужденным за такие преступления не должна была применяться амнистия.

В Постановлении ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. указывались следующие государственные преступления: измена Родине, то есть действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности территории; шпионаж, выдача военной или государственной тайны; переход на сторону врага, бегство или перелет через границу, которые карались высшей мерой уголовного наказания – расстрелом с конфискацией всего имущества. Члены семьи преступника подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять и более лет.

Вторая половина 1930-х гг. ознаменовалась усилением борьбы с общеуголовной преступностью. В частности ужесточилась ответственность за хулиганство, наказание за которое увеличилось до 5 лет тюремного содержания. Так же был уменьшен возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность. За наиболее тяжкие преступления, такие как кража, телесные повреждения, изнасилование, убийство и другие ответственность стала наступать с двенадцати лет, за остальные преступления с четырнадцати.

За нарушение запрета на аборт (введенного с 1936 г.) виновные в этом преступлении врачи подвергались тюремному заключению на три года, а потенциальные матери подвергались общественному порицанию.

Накануне и в обстановке начавшейся Второй мировой войны (1939-1945 гг.) были усилены меры по ужесточению трудовой дисциплины. Прогульщики приговаривались к исправительным работам на срок до шести месяцев с удержанием заработной платы до 25 % заработка. Самовольный уход с работы предусматривал тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев. В уголовном праве вновь вводилось понятие дезертирства – самовольная отлучка с работы продолжительностью свыше суток.

Кроме того, за выпуск недоброкачественной промышленной продукции должностные лица предприятий несли ответственность и наказывались тюремным заключением на срок от пяти до восьми лет. В феврале 1941 г. устанавливалась уголовная ответственность для руководителей предприятий и организаций за продажу, обмен и отпуск на сторону демонтируемого и излишнего оборудования.

Особенностью развития уголовного права в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) стал институт ответственности по законам военного времени применявшейся за наиболее опасные виды преступлений. Совершение преступления во время войны рассматривалось как отягчающее вину обстоятельство. В целом, была расширена сфера применения уголовно-правовых норм, применялась аналогия закона, устанавливалась уголовная ответственность за деяния в мирное время не являющиеся преступными. Система уголовного права в это период состояла из множества указов, распоряжений и постановлений ГКО и СНК СССР содержащих специальные пункты предусматривающие уголовную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение законных предписаний.

За распространение ложных слухов полагалась уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от двух до пяти лет, за нарушение светомаскировки и мероприятий местной противовоздушной обороны полагалось наказание в виде лишения свободы сроком от шести месяцев. Если же эти нарушения были направлены против советского государства, то квалифицировались как измена Родине (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г.). Уголовная ответственность усиление военнослужащих за совершение воинских преступлений, таких как самовольное оставление поля боя, сдача в плен, дезертирство, шпионаж, содействие фашистским оккупантам

В годы войны был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., который вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешенье и ссылку на каторжные работы на срок от пятнадцати до двадцати лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговора с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

После окончания войны была предпринята попытка отмены смертной казни как высшей меры наказания (1947 г.), однако в дальнейшем этот вид наказания использовался, хотя и в виде исключительной меры, которая не могла применяться к беременным женщинам и лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Усиливалась ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну (Указ президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г.).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. о хищении государственного, общественного и личного имущества усиливал ответственность за кражу, присвоение, растрату или иное хищение государственного имущества. Эти преступления карались заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. При квалифицирующих признаках лишение свободы повышалось до двадцати пяти лет. За хищение общественного имущества сроки лишения свободы были несколько меньше, но верхний предел их достигал все же двадцать лет. Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан, доводя санкцию в наиболее тяжких случаях (разбой) до двадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества. Недонесение о разбое также каралось. Значительно была повышена уголовная ответственность изготовление и продажу самогона (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 г.). На защиту чести, здоровья, жизни граждан были направлены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1948 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» и от 14 февраля 1953 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах».

Таким образом, основной задачей советского уголовного права была борьба с посягательствами на основы советского строя, что выразилось в период становления тоталитаризма в усилении уголовных санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: