Трансформация советского исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное право современной России

В период «оттепели» (1955-1965 гг.) на передний план выдвигались задачи воспитания советских людей в духе несовершения правонарушений и борьбы с наиболее распространенными из них. Поворотным моментом в развитии исправительно-трудовой системы стало решение Коллегии МВД СССР от 22 октября 1955 г. «О мерах по устранению недостатков в перевоспитании заключенных, находящихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», в котором подчеркивалось неудовлетворительное положение с индивидуально-воспитательной работой с осужденными, формальное к ней отношение. В целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений по Постановлению Совета министров РСФСР от 24 мая 1957 г. были созданы наблюдательные комиссии. С 1959 г. было введено шефство рабочих коллективов над местами лишения свободы.

В пенитенциарной политике кардинальные изменения начались с принятием Постановления Совета министров СССР от 8 декабря 1958 г. Им было введено в действие Положение «Об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР», которое отменило все ранее действующие многочисленные ведомственные акты, упразднило исправительно-трудовые лагеря и определило в качестве мест лишения свободы исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и трудовые колонии для несовершеннолетних. В качестве целей исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы назывались исправление и перевоспитание заключенных с целью приобщения их к честной трудовой жизни, предупреждение совершения заключенными новых преступлений.

Эти цели были закреплены в принятом в 1960 г. Уголовном кодексе РСФСР (ст. 20). К правовым последствиям совершения преступления наряду с наказанием относился и институт освобождения от уголовной ответственности с последующим назначением различных мер не уголовно-правового характера, а общественного или административного воздействия (ст.ст. 50-52).

Новое Положение «Об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР» от 9 сентября 1961 г. установило четыре режима отбывания наказания: общий, усиленный, строгий и особо строгий. После резкого сокращения числа тюрем основным видом учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы стали исправительно-трудовые и воспитательно-трудовые колонии. В целях улучшения воспитательной работы с осужденными, а также ограждения впервые осужденных от вредного влияния неоднократно судимых лиц была предусмотрена их последовательная дифференциация в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и интенсивности преступного опыта (ст.ст. 22-25). В 1963 в системе Министерства охраны общественного порядка РСФСР г. создавались исправительно-трудовые колонии-поселения, куда направлялись лица, характеризующиеся примерным поведением, отбывшие строго определенную часть срока наказания, честно относящиеся к труду, участвующие в самодеятельных организациях осужденных и общественной жизни своего коллектива.

Принятый в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в качестве мест лишения свободы закрепил исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспитательно-трудовые колонии, определил порядок направления осужденных в места лишения свободы, их содержание, предусмотрел меры и средства ресоциализации освобождающихся лиц. Особенно важно было и то, что в новом исправительно-трудовом законодательстве впервые были закреплены основы правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Целью исправительно-трудового воздействия объявлялось обеспечение уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности (ст. 1). При этом в качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных назывались режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение (ст. 7).

Со второй половины 1960-х гг. в деятельности исправительно-трудовых учреждений стал превалировать экономический уклон. И если вначале речь шла о снижении затрат на содержание осужденных, то с 1970-х гг. производственный потенциал ИТУ уже стал учитываться Госпланом СССР. Такое положение дел ставило под вопрос многие аспекты реального достижения провозглашаемых целей исправительно-трудового процесса.

Вместе с тем, начиная с 1970-х гг., уголовное и исправительно-трудовое законодательства вновь стали дополняться новыми гуманными институтами, направленными на последовательную реализацию принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания, прямо называемых одним из важнейших принципов советской уголовной политики (введение условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, отсрочки исполнения приговора, условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду). Однако с течением времени в исправительно-трудовой сфере все более отчетливо проявлялись определенные кризисные явления, а нормативные основы ее деятельности постепенно стали отставать от стремительно развивающегося уголовно-правового законодательства, а в некоторых отношениях и входить в противоречие с ним.

В годы «перестройки» в условиях разрыва производственных связей, повлекших за собой отсутствие заказов и прекращение трудовой занятости осужденных, большинство колоний оказалось на грани банкротства. Государственных же дотаций не хватало на самые элементарные нужды. Начались трудности с продовольственным и иным обеспечением. Практически полностью была разрушена система культурно-воспитательной работы, поэтому в местах лишения свободы широкое распространение получила криминальная субкультура. На этом фоне сложилась крайне сложная обстановка. По учреждениям прокатывалась волна массовых беспорядков («хлебные» и «сигаретные» бунты), участилось демонстративное неповиновение администрации, случалось даже взятие заложников.

На волне демократических перемен конца 1980-х–начала 1990-х гг. в уголовной и пенитенциарной сферах отчетливо наметился курс, прежде всего, на сокращение мер уголовной репрессии, что выразилось в значительном уменьшении случаев вынесения приговоров, связанных с наказанием в виде лишения свободы. Логическим продолжением данной тенденции стала гуманизация исполнения мер уголовного наказания. Труд как одно из средств исправительно-воспитательного воздействия постепенно стал освобождаться от собственно карательных функций. Время работы осужденного в период отбывания наказания в исправительно-трудовом учреждении стало включаться в общий трудовой стаж. Существенно были расширены права женщин, имеющих детей. Отменялись удержания из заработанной суммы в счет колонии. Стала гарантироваться свобода совести и вероисповедания. Были отменены такие наказания как ссылка и высылка.

Поворотным моментом в реформировании всей постсоветской исправительной системы явилось принятие в 1996 г. Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г., в которой нашли отражение все направления дальнейшего развития российской системы исполнения уголовных наказаний.

С 1 июля 1997 г. в России вступил в действие Уголовно-исполнительный кодекс, своими целями ставящий исправление осужденных и предупреждение совершения дальнейших преступлений, как ими, так и иными лицами. В нем нашли свое отражение многие прогрессивные идеи, основанные на лучшем отечественном и зарубежном опыте пенитенциарной деятельности, позволяющие приблизить порядок и условия отбывания уголовных наказаний к современным международным стандартам.

В 2004 г. в ходе реформы органов исполнительной власти была образована Федеральная служба исполнения наказаний, деятельность которой регламентировалась рядом указов Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).

Еще одной тенденцией правового регулирования сферы исполнения наказаний стало расширение общественного контроля за данным процессом. В частности, этим вопросам был посвящен Федеральный закон от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который установил правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

С 10 января 2010 г. вступили в силу изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которые ввели наказание в виде ограничения свободы. Домашний арест, как одна из мер пресечения, предусмотрен ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Он должен применяться как основной вид наказания за преступления небольшой степени тяжести сроком от 2 месяцев до 4 лет. Также такой вид наказания на срок от 6 месяцев до 2 лет может быть применен в качестве дополнительного к лишению свободы за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления.

В 2010 г. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», которая определила основные направления развития уголовно-исполнительной системы. В ней было указано на необходимость дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства РФ, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы.

Таким образом, современное уголовно-исполнительное законодательство дополняется новыми гуманными институтами, направленными на последовательную реализацию принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Вопросы для закрепления материала лекции: В чем заключалась специфика содержания преступников под стражей в XVII-XVIII вв.? Какие основные общеуголовные места заключения развивались в первой половине XIX в.? Какие нормативные правовые акты регулировали содержание под стражей во второй половине XIX–начале XXвв.? Как строилась единая система управления местами лишения свободы во второй половине XIX–начале XXвв.? Каким образом классовый подход отразился на формирование системы мест лишения свободы в первые годы советской власти? Какие места лишения свободы стали преобладать в 1930-е–1940-е гг.? В чем выразилось усиление карательного содержания наказания в годы становления и укрепления административно-командной системы управления? Как изменились задачи советской исправительно-трудовой системы с началом Великой Отечественной войны? Какие нормативные правовые акты регламентировали исправительно-трудовую систему СССР во второй половине XX в.? В чем основные различия современного уголовно-исполнительного права от советского исправительно-трудового права? Как проявляется гуманизация уголовно-исполнительного законодательства в РФ? Каковы основные направления развития современной уголовно-исполнительной системы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: