Административно-командной системы управления

На третьем этапе Великой российской революции - становление советской государственности (октябрь 1917-1922 гг.) органы исполнения наказаний главными средствами считали изоляцию заключенных, культурно-просветительскую работу и общественно-полезный труд. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г., утвердившее Инструкцию «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», было первым крупным актом советского правительства, посвященным коренному переустройству в пенитенциарной сфере. Предусматривалось создание новой системы исправительных заведений, пересматривались задачи и структура соответствующих органов. В число мест заключения входили общие места заключения (исправительные дома); воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии; испытательные заведения для исправляющихся лиц; карательно-лечебные заведения; тюремные больницы и арестные дома. Создание и содержание всех мест лишения свободы осуществлялось только за государственный счет. Весной 1919 г. к перечисленным местам лишения свободы добавились, созданные на принципе самоокупаемости, лагеря принудительных работ для изоляции в них классовых врагов и вообще всех недружественных советской власти элементов. Для большинства создаваемых с весны 1919 г. лагерей принудительных работ был характерен достаточно мягкий режим содержания, но строгая трудовая дисциплина.

Основными нормативными правовыми актами в сфере исполнения уголовного наказания были Положение «Об общих местах заключения РСФСР» 1920 г. (воспринявшее многие прогрессивные элементы Общей тюремной инструкции 1915 г.) и Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР 1924 г. Целью исправления преступников было проникнуто содержание декрета СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» (1921 г.), который предоставлял возможность условно-досрочного освобождения всем осужденным, независимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним общества и государства. ИТК РСФСР закрепил прогрессивную систему исполнения наказаний. В целях общего и специального предупреждения преступлений он предусматривал исправительно-трудовое воздействие путем осуществления режимных требований и занятий осужденных трудом (ст.ст. 2-3). Была проведена четкая дифференциация заключенных в зависимости от тяжести преступления. Сообразно с ней вводилось три вида режима их содержания: строгой изоляции, без строгой изоляции и простой изоляции.

Общее ужесточение карательной политики в конце 1920-х гг. было закреплено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения». Отказ от прогрессивной системы исполнения наказания привел к тому, что советские пенитенциарные учреждения все более и более становились учреждениями в первую очередь карательными, и лишь во вторую – исправительными. Этому способствовало создание наряду с системой исправительно-трудовых колоний исправительно-трудовых лагерей НКВД (обычных и особых), куда не только в судебном, но и в административном порядке помещались лица, опасные для существующего политического строя.

Советской властью были возрождены традиции ссылки (в том числе и бессрочной) как вида наказания. Причем, не только в судебном, но и в административном порядке. Вначале была проведена высылка за границу политических и идеологических противников (Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. «Об административной высылке лиц, признанных социально опасными»). Чрезвычайно широко ссылка применялась в борьбе с кулачеством в 1928-1933 гг. (трудссылка или кулацкая ссылка). Впоследствии, также во внесудебном порядке стали высылать и переселять в необжитые районы страны лиц, не выполнивших обязательных хлебопоставок, обязательный минимум трудодней (по указу от 2 июня 1948 г.).

Следующим существенным шагом к усилению карательного содержания наказания стал исправительно-трудовой кодекс 1933 г., который отменял прежнее деление заключенных на разряды и категории и игнорировал необходимость социальной поддержки осужденных после их освобождения из мест лишения свободы (что было предусмотрено ранее ИТК РСФСР 1924 г.). И все же Кодекс 1933 г. определил задачи и средства исполнения наказания - перевоспитание осужденных на началах «постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соревнования и ударничества».

В 1938 г. все осужденные, отбывающие наказание в исправительно-трудовых лагерях, были разделены на три категории в зависимости от характера совершенного преступления: 1) осужденные за измену Родине, терроризм, участие в контрреволюционных организациях; 2) осужденные по закону «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (от 7 августа 1932 г.), бандитизм, разбой, контрреволюционную деятельность; 3) не вошедшие в первые две группы.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. первоочередной задачей советской исправительно-трудовой системы становилась надежная изоляция заключенных и организация наиболее эффективного использования их труда. Это выразилось в том, что в исправительно-трудовых лагерях повсеместно и для всех находящихся в них был установлен только строгий режим отбывания наказания. Принимались и иные меры по ужесточению режима содержания: продолжительность рабочего дня была увеличена до десяти часов, а нормы выработки – на 20%. Изоляция и охрана заключенных были усилены, количество категорий и число лиц, имеющих право бесконвойного передвижения, было резко сокращено; прекращено освобождение отдельных категорий осужденных; особый контингент осужденных был сосредоточен на специальных лагерных пунктах и т.п. Угроза оккупации врагом территорий, на которых располагались исправительно-трудовые учреждения, необходимость обеспечения фронта и тыла людскими ресурсами, а также снижения затрат на содержание огромной массы осужденных явились причиной издания ряда указов о досрочном освобождении заключенных, осужденных за совершение бытовых и малозначительных, по условиям военного времени, преступлений. В совокупности по этим указам было досрочно освобождено около 420 тыс. заключенных.

По окончанию войны население страны оказалось перед лицом всеобщей разрухи, голода, бытовой и профессиональной неустроенности, детской беспризорности и т.д. В этих условиях уровень преступности резко подскочил. Особенно широкое распространение получили имущественные преступления (кражи, грабежи и разбои). Эти обстоятельства повлекли за собой дальнейшее усиление ответственности за многие виды имущественных преступлений. В частности, были приняты постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи» (27 июня 1946 г.) и «Об обеспечении сохранности государственного хлеба» (25 октября 1946 г.). Ответственность по ним предусматривалась в соответствии с Указом от 7 августа 1932 г., а осуждения приобрели массовый характер. Значительную роль в заполнении исправительно-трудовых учреждений (в основном лагерей) сыграло введение суровой уголовной ответственности по указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1946 г., вместо одного года лишения свободы срок за аналогичное преступление, совершенное ранее увеличивался до семи-десяти.

В 1948 г. в ходе борьбы с профессиональной преступностью для изоляции лиц, совершивших особо опасные, в том числе и политические преступления, ранее наказываемые смертной казнью, в отдаленных районах страны были созданы лагеря особого назначения и специальные лагерные пункты для содержания наиболее опасных «бытовых» преступников с чрезвычайно жестким режимом содержания. За неоднократное и злостное нарушение режимных правил предусматривался перевод в специальные тюрьмы. Особо уголовно-бандитствующий элемент концентрировался в иных специальных тюрьмах. Тем самым, эти категории осужденных были отделены от остальной массы заключенных, что затрудняло их отрицательное влияние на нее.

Однако резкое усиление и расширение уголовной ответственности сопровождалось частыми и широкомасштабными амнистиями, которые не являлись показателем либерализации системы наказаний, а были вынужденной мерой, направленной на разгрузку мест заключения. Самыми значительными были амнистии 1953 г., когда из более чем 2526 тысяч заключенных было освобождено 1181 тысяча человек, и 1957 г., когда от дальнейшего отбывания наказания были освобождены все лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет, женщины, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних (до 8 лет) детей, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также несовершеннолетние до 16 лет. Остальным заключенным не отбытая часть срока наказания сокращалась на половину. При этом амнистированию не подлежали осужденные за государственные преступления, бандитизм, умышленное убийство, разбой, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, злостное хулиганство, изнасилование, хищение социалистической собственности в особо крупных размерах, лица, судимые более двух раз, освобожденные досрочно и вновь совершившие преступление, злостные нарушители режима содержания в местах лишения свободы.

На третьем этапе Великой российской революции (становление советской государственности) органы исполнения наказаний главными средствами считали изоляцию заключенных, культурно-просветительскую работу и общественно-полезный труд. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г., утвердившее Инструкцию «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», было первым крупным актом советского правительства, посвященным коренному переустройству в пенитенциарной сфере. Предусматривалось создание новой системы исправительных заведений, пересматривались задачи и структура соответствующих органов. В число мест заключения входили общие места заключения (исправительные дома); воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии; испытательные заведения для исправляющихся лиц; карательно-лечебные заведения; тюремные больницы и арестные дома. Создание и содержание всех мест лишения свободы осуществлялось только за государственный счет. Весной 1919 г. к перечисленным местам лишения свободы добавились, созданные на принципе самоокупаемости, лагеря принудительных работ для изоляции в них классовых врагов и вообще всех недружественных советской власти элементов. Для большинства создаваемых с весны 1919 г. лагерей принудительных работ был характерен достаточно мягкий режим содержания, но строгая трудовая дисциплина.

Основными нормативными правовыми актами в сфере исполнения уголовного наказания были Положение «Об общих местах заключения РСФСР» 1920 г. (воспринявшее многие прогрессивные элементы Общей тюремной инструкции 1915 г.) и Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР 1924 г. Целью исправления преступников было проникнуто содержание декрета СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» (1921 г.), который предоставлял возможность условно-досрочного освобождения всем осужденным, независимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним общества и государства. ИТК РСФСР закрепил прогрессивную систему исполнения наказаний. В целях общего и специального предупреждения преступлений он предусматривал исправительно-трудовое воздействие путем осуществления режимных требований и занятий осужденных трудом (ст.ст. 2-3). Была проведена четкая дифференциация заключенных в зависимости от тяжести преступления. Сообразно с ней вводилось три вида режима их содержания: строгой изоляции, без строгой изоляции и простой изоляции.

Общее ужесточение карательной политики в конце 1920-х гг. было закреплено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения». Отказ от прогрессивной системы исполнения наказания привел к тому, что советские пенитенциарные учреждения все более и более становились учреждениями в первую очередь карательными, и лишь во вторую – исправительными. Этому способствовало создание наряду с системой исправительно-трудовых колоний исправительно-трудовых лагерей НКВД (обычных и особых), куда не только в судебном, но и в административном порядке помещались лица, опасные для существующего политического строя.

Советской властью были возрождены традиции ссылки (в том числе и бессрочной) как вида наказания. Причем, не только в судебном, но и в административном порядке. Вначале была проведена высылка за границу политических и идеологических противников (Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. «Об административной высылке лиц, признанных социально опасными»). Чрезвычайно широко ссылка применялась в борьбе с кулачеством в 1928-1933 гг. (трудссылка или кулацкая ссылка). Впоследствии, также во внесудебном порядке стали высылать и переселять в необжитые районы страны лиц, не выполнивших обязательных хлебопоставок, обязательный минимум трудодней (по указу от 2 июня 1948 г.).

Следующим существенным шагом к усилению карательного содержания наказания был Исправительно-трудовой кодекс 1933 г., который отменил прежнее деление заключенных на разряды и категории и игнорировал необходимость социальной поддержки осужденных после их освобождения из мест лишения свободы (что было предусмотрено ранее ИТК РСФСР 1924 г.). И все же Кодекс 1933 г. определил задачи и средства исполнения наказания - перевоспитание осужденных на началах «постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соревнования и ударничества».

В 1938 г. все осужденные, отбывающие наказание в исправительно-трудовых лагерях, были разделены на три категории в зависимости от характера совершенного преступления: 1) осужденные за измену Родине, терроризм, участие в контрреволюционных организациях; 2) осужденные по закону «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (от 7 августа 1932 г.), бандитизм, разбой, контрреволюционную деятельность; 3) не вошедшие в первые две группы.

С началом Великой Отечественной войны первоочередной задачей советской исправительно-трудовой системы становилась надежная изоляция заключенных и организация наиболее эффективного использования их труда. Это выразилось в том, что в исправительно-трудовых лагерях повсеместно и для всех находящихся в них был установлен только строгий режим отбывания наказания. Принимались и иные меры по ужесточению режима содержания: продолжительность рабочего дня была увеличена до десяти часов, а нормы выработки – на 20%. Изоляция и охрана заключенных были усилены, количество категорий и число лиц, имеющих право бесконвойного передвижения, было резко сокращено; прекращено освобождение отдельных категорий осужденных; особый контингент осужденных был сосредоточен на специальных лагерных пунктах и т.п. Угроза оккупации врагом территорий, на которых располагались исправительно-трудовые учреждения, необходимость обеспечения фронта и тыла людскими ресурсами, а также снижения затрат на содержание огромной массы осужденных явились причиной издания ряда указов о досрочном освобождении заключенных, осужденных за совершение бытовых и малозначительных, по условиям военного времени, преступлений. В совокупности по этим указам было досрочно освобождено около 420 тыс. заключенных.

По окончанию Великой Отечественной войны население страны оказалось перед лицом всеобщей разрухи, голода, бытовой и профессиональной неустроенности, детской беспризорности и т.д. В этих условиях уровень преступности резко подскочил. Особенно широкое распространение получили имущественные преступления (кражи, грабежи и разбои). Эти обстоятельства повлекли за собой дальнейшее усиление ответственности за многие виды имущественных преступлений. В частности, были приняты постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи» (27 июня 1946 г.) и «Об обеспечении сохранности государственного хлеба» (25 октября 1946 г.). Ответственность по ним предусматривалась в соответствии с Указом от 7 августа 1932 г., а осуждения приобрели массовый характер. Значительную роль в заполнении исправительно-трудовых учреждений (в основном лагерей) сыграло введение суровой уголовной ответственности по указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1946 г., вместо одного года лишения свободы срок за аналогичное преступление, совершенное ранее увеличивался до семи-десяти.

В 1948 г. в ходе борьбы с профессиональной преступностью для изоляции лиц, совершивших особо опасные, в том числе и политические преступления, ранее наказываемые смертной казнью, в отдаленных районах страны были созданы лагеря особого назначения и специальные лагерные пункты для содержания наиболее опасных «бытовых» преступников с чрезвычайно жестким режимом содержания. За неоднократное и злостное нарушение режимных правил предусматривался перевод в специальные тюрьмы. Особо уголовно-бандитствующий элемент концентрировался в иных специальных тюрьмах. Тем самым, эти категории осужденных были отделены от остальной массы заключенных, что затрудняло их отрицательное влияние на нее.

Однако резкое усиление и расширение уголовной ответственности сопровождалось частыми и широкомасштабными амнистиями, которые не являлись показателем либерализации системы наказаний, а были вынужденной мерой, направленной на разгрузку мест заключения. Самыми значительными были амнистии 1953 г., когда из более чем 2526 тысяч заключенных было освобождено 1181 тысяча человек, и 1957 г., когда от дальнейшего отбывания наказания были освобождены все лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет, женщины, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних (до 8 лет) детей, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также несовершеннолетние до 16 лет. Остальным заключенным не отбытая часть срока наказания сокращалась на половину. При этом амнистированию не подлежали осужденные за государственные преступления, бандитизм, умышленное убийство, разбой, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, злостное хулиганство, изнасилование, хищение социалистической собственности в особо крупных размерах, лица, судимые более двух раз, освобожденные досрочно и вновь совершившие преступление, злостные нарушители режима содержания в местах лишения свободы.

Таким образом, развитие советского исправительно-трудового законодательства в годы становления и укрепления административно-командной системы управления характеризовалось, прежде всего, усилением карательного содержания наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: