Политико-правовая программа Вольтера

Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и власти».

• «Философский словарь» (1764);

Имел огромный успех, был широко известен не только во Франции, но и во многих других европейских странах, вклю­чая Россию. Аббат Шодон, написавший «Антифилософский словарь», свидетельствует: «Его все читают, все его цитиру­ют— военные, магистраты, женщины, аббаты; это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом

безбожия».

Приговорен к сожжению судами Женевы и Парижа, папс­кой курией был включен в «Индекс запрещенных книг».

• «Метафизический трактат» (1734);

• «Комментарий к «Духу законов»» (1730-е гг.).
Содержание политико-правового учения. Вольтер —

представитель школы естественного права. Признает за каждым индивидом неотчуждаемые естественные права: свободу; собственность; безопасность; равенство.

Вольтер считал, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то ни было произвола: «Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам».

Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотре­нию частной собственностью, так как «собственнический дух удваивает силы человека».

Каждому принадлежит свобода на труд, т.е. возмож­ность «продавать свой труд тому, кто за него дает наиболь­шую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

Каждый имеет право на свободу совести, поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Вольтер не признавал: «Право, основанное на нетерпимости, — дикое и нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы истребляем друг друга согласно парагра­фу».

К числу естественных прав Вольтер относил и равен­ство: «все люди рождаются равными»; «каждый человек в глубине души имеет право верить, что он полностью равен другим людям». Но одновременно Вольтер называл равен­ство «самым химерическим состоянием», имея в виду не-


/


138 Гл ава 9. Политико-правовая мысль во Фра нции XVIII в.

возможность социального и политического равенства меж­ду людьми.

Естественные права предписаны людям естественными законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы «не делать зла другому и не радоваться такому злу».

Естественные законы — это справедливость, которая, считал Вольтер, указана людям природой и «запечатлена в наших сердцах». С естественными законами, по мнению Вольтера, «люди всего мира должны быть согласны, вопре­ки тем законам, что у них есть».

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы».

Позитивные законы отличаются у разных народов по содержанию, но без законов не может существовать ни одно общество: «Большинство законов так явно себе про­тиворечат, что мало имеет значения, какими именно зако­нами управляется государство, но действительно большое значение имеет выполнение раз принятых законов».

Позитивные законы призваны гарантировать есте­ственные права человека. Многие из этих законов пред­ставлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческие невежество. Он писал: «Законы любо­го рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащими нас полумера­ми, некоторые из этих шарлатанов прописывают нам яды»; «истина всюду одна, законы же между собой расхо­дятся; поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша».

Вольтер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом, и написать новые, правильные законы: «Вы хотите иметь хорошие законы? Тогда сожгите старые и создайте новые». Проблема законодательного волюнта­ризма, затронутая Вольтером, остается актуальной до на­стоящего времени.

Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного законодательства, которое в то время было основано на институтах пытки и смертной казни: «Слабость разума и недостатки наших законов ежедневно дают о себе знать; однако их убожество, как никогда обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один голос суд от­правляет гражданина на казнь колесованием».


 

9.1. Политико-правовая программа Вольтера

Рассуждения Вольтера и его современника Беккария воз­действовали на общественное мнение и способствовали мо­дернизации системы европейского уголовного правосудия. Иольтер протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фана­тизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправдания Каласов, а в 1764 г. — Сирвенов.

Беккария Чезаре (1738-1794) — итальянский просвети­тель, юрист, публицист. Его демократические идеи сыграли важную роль в формировании современного уголовного права.

Вольтер критиковал тиранию как форму правления, ти­ран для него — это: «правитель, не признающий иных зако­нов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей».

Вольтер — проповедник идей «просвещенного абсолютиз­ма», оказавших большое влияние на многих европейских монархов: Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России.

Однако государство с просвещенным монархом, облада­ющим неограниченной властью, было для Вольтера не единственной формой «мудрого правления» — политичес­кими идеалами для него были голландская республика и английская конституционная монархия. Вольтер дал высо­кую оценку институтам представительного правления и разделения властей, которые он увидел в Англии: «Все го­сударства, которые не основываются на этих принципах, будут подвержены революциям».

Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие рели­гии, — это суеверие, которое стоило человечеству «более 17 миллионов лсизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и тех, кто умер от рук других наемных палачей, постро­енных в боевом порядке...».

Вольтер критически относился не только к различным религиям, но и к атеизму, так как он «почти всегда роко­вым образом действует на добродетель». Атеизм способен подорвать режим законности: «Атеист бедный и свирепый,



XVIII в.

верящий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбой­ников».

Атеизм, считал Вольтер, приводит к росту латентной преступности: «Число тайных преступлений будет беско­нечным, если не будет веры в карающего Бога». Кроме того, атеизм тех, кто правит людьми, — это реальная угроза для последних: «Я хочу, чтобы государи и их министры ве­рили в Бога, который карает и прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущими крови животными».

Именно Вольтеру принадлежит высказывание: «Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать».

Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок: «Мой разум доказывает мне, что есть существо, упорядо­чившее материю вселенной». Бог — это то, к чему человек приходит путем разума, а не веры. Поэтому деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограничен­ность в познании замысла Бога: «Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога».

* * *

Политико-правовые идеи Вольтера хотя и не были им систематизированы, но благодаря своей убедительности и ясности аргументации оказали большое воздействие на формирование западной политической и правовой культу­ры в целом. Говоря о влиянии Вольтера, уместно вспом­нить слова А.С. Пушкина: «Если первенство чего-нибудь да стоит вспомнить, то вспомните, что Вольтер пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные ар­хивы Истории».

9.2 Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Развитие теории разделения властей

Шарль Луи де Монтескье (настоящее имя Шарль Луи де Секонда) (1689-1755) — французский правовед и поли­тический философ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: