ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали подвергать суду разума и справедливости истины, доставшиеся им в наследство от прошлого. Абсолютная монархия, религиозный фанатизм рассматриваются уже как анахронизмы истории. Наступил век Просвещения.
Франция до Великой революции представляла собой сословное общество: на 25 млн человек 400 тыс. приходилось на дворянство, 130 тыс. — на духовенство, остальные составляли так называемое третье сословие. Первые два сословия были привилегированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.
В это время во Франции формируются два течения политико-правовой мысли:
• просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал —
царство разума (установление буржуазного правопорядка),
который позволил бы обеспечить свободу индивидам бла
годаря законам, которые должны быть всеобщими. Праву
сословному как сословной привилегии на смену должно
было прийти формальное равенство всех перед законом.
Французские просветители критиковали абсолютную мо
нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо
нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо
демократическую республику (Руссо);
|
|
• представители коммунистической политико-правовой
мысли (Мелье, Морелли и Бабёф). Для них идеалом был
коммунизм — строй, который соответствует «природе че
ловека» и основан на принципах всеобщей обязательности
труда и общественной собственности.