Комплементарность и конформность

В этой главе мы обсудим основные понятия, касающиеся согласования модальностей, используемых протагонистом и партнером.

Синтонные и антитонные трансляции
Нередко партнер, отвечая протагонисту, его "зеркалит", используя в своей трансляции ту же модальность, которую использовал протагонист - такой ответ партнера называется синтонным (в рамках данной универсальной семьи). Наоборот, ответ партнера в родственной модальности, то есть отличающейся от использованной протагонистом, называется антитонным (в рамках данной семьи). Например, если протагонист использовал янскую модальность, то ответ партнера в янской же модальности будет диадически-синтонным, а ответ в иньской модальности - диадически-антитонным. Ответ в творительной модальности на осуществительную реплику будет диалектически-антитонным, а растворительный ответ на растворительную реплику - диалектически-синтонным.

Например, рассмотрим трансляцию протагониста Ерофея, адресованную его любимой девушке Сусанне:

- Мне сегодня неожиданно пришла в голову идея: а что, если нам зайти ко мне поужинать яблочным пирогом и познакомиться с моей мамой Акулиной Мануиловной?

Эта трансляция является иньской, творительной и локальной. Диадически-синтонным ответом будет, например, такая иньская реплика Сусанны:

- Мне что-то сегодня хочется погулять на свежем воздухе. (инь)

Диадически-антитонным будет, наоборот, янский ответ:

- Ты этого действительно хочешь, Ерофей? (ян)

Диалектически-синтонным будет творительный ответ Сусанны, например, резкая смена темы:

- А у меня, представляешь, мама очень ревнивая! (твор)

Диалектически-антитонным будет ответ Сусанны в осуществительной или растворительной модальности:

- Я обычно по вечерам ужинаю дома. (осущ)

или:

- Уже поздно. (раст)

Таким образом, ответ партнера чаще всего будет неоднозначным: в рамках одних универсальных семей он окажется синтонным, в рамках других - антитонным, и это нормально. Но все-таки антитонность обычно несколько осложняет коммуникацию (за исключением ситуаций, когда она планируется протагонистом, но об этом ниже), и ответ партнера, дважды и тем более трижды антитонный, то есть антитонный в рамках двух или трех универсальных семей, часто обрывает коммуникацию, создавая протагонисту впечатление, что партнер "пролетает" мимо него. Например, трижды антитонный ответ Сусанны (янский, растворительный и глобальный) на предложение Ерофея скорее всего оборвет на некоторое время контакт между ними:

- Мне сегодня неожиданно пришла в голову идея: а что, если нам зайти ко мне поужинать яблочным пирогом и познакомиться с моей мамой Акулиной Мануиловной? (инь-твор-лок)

- Прошу тебя, Ерофей, не делать мне подобных предложений. (ян-раст-глоб)

Упражнение 1. Определите диадические, диалектические и холистические модальности следующих трансляций и ответьте на них:

а) диадически-синтонно,

б) диалектически-синтонно,

в) холистически-синтонно,

г) одновременно диадически-, диалектически- и холистически-антитонно.

Все четыре ответа должны быть разными. Подумайте, какой из ответов поддержит коммуникацию, а какой ее осложнит или разорвет.

Аналогичное задание для пяти трансляций по вашему выбору.

1. - (неожиданно) (глядя прямо на маму) Я хочу на день рождения кролика, живого! Можно?

2. - Я в который уже раз тебя прошу: не обнимай меня сзади, когда я чищу картошку, Вольдемар, пожалуйста!

3. - (глядя на часы) Шустрик, нам пора домой - кажется, наше время истекло.

4. - Почему это я тебе надоел, Сусанна? Как это у нас может быть такое?

5. - К нам домой давно уже хочет прийти и познакомиться мой новый поклонник, Ерофей. Он такой милый иногда! Ты хочешь его увидеть, мама?

Ответ.

1. Модальности: янская, творительная, локальная.

Диадически-синтонный ответ:

- А кто будет чистить ему клетку, Виля? (ян)

Диалектически-синтонный ответ:

- (изумленно) Вот это да! Ты, оказывается, у нас кроликовод? Вот это сюрприз! (твор)

Холистически-синтонный ответ:

- С длинными ушками и коротеньким хвостиком? (лок)

Трижды антитонный ответ:

- Ах, кто бы знал, как я устаю от постоянных капризов моих детей! (инь-осущ-глоб)

2. Модальности: янская, осуществительная, локальная.

Трижды антитонный ответ:

- Да, не везет мне по жизни - хоть удавись! (инь-раст-глоб)

3. Модальности: иньская, растворение, глобальная.

Трижды антитонный ответ:

- Евсик, а давай сперва лучше загоним вон ту наглую рыжую кошку на дерево! (ян-твор-лок)

4. Модальности: иньская, осуществительная, глобальная.

Трижды антитонный ответ:

- Да не "у нас", а я конкретно от тебя устала и видеть уже не могу твой немыслимый гастук и жуткий свитер, понятно тебе, дорогой мой Ерофей?! (ян-раст-лок)

5. Модальности: янская, осуществительная, локальная.

Трижды антитонный ответ:

- (энергично воздевая руки вверх) Ну, моя жизнь - это прямо сказка! (инь-твор-глоб)

Собственная и синастрическая модальности. Синастрические маркеры.
Модальность трансляции - это ее собственная модальность. Однако во многих случаях протагонист прямо или косвенно показывает партнеру, в какой модальности тому желательно отвечать; эта модальность называется синастрической и обозначается со значком ">" впереди (так что "> твор " означает синастрическую творительную модальность). Например, реплика протагониста:

- Ну прошу тебя в который уже раз: придумай же что-нибудь оригинальное, Пафнутий! (>твор) - подразумевает, что партнер (Пафнутий) должен отвечать, используя творительную модальность. Иными словами, данная трансляция имеет синастрическую творительную модальность; при этом собственная ее модальность - осуществительная.

Примеры трансляций с отчетливыми синастрическими модальностями:

- А теперь я жду от тебя вопросов по существу, Геронтий. (>ян)

- Чувствуйте себя как дома, Сигизмунд дорогой. (>инь)

- Не надо так на меня наседать, Дементий. (>инь)

- Скажи мне, Гервасий: доволен ты в целом или нет? (>глоб)

- Где конкретно ты был сегодня и с кем, Феофилакт? (>лок)

- Какие новости, Аграфена? (>твор)

Знаки в трансляции протагониста, явно или неявно, когнитивно или стилистически указывающие на желательную модальность ответа партнера, называются синастрическими маркерами.

Диадические синастрические маркеры
Когнитивным синастрическим янским маркером являетсяуказание партнеру проявить активность:

- Я жду твоего решения, Нафанаил. (>ян)

- Ну, задавай вопросы, Манефа. (>ян)

Стилистическим синастрическим янским маркером является жест протагониста, приглашающий партнера что-либо сделать или сказать, или гримаса, выражающая подчеркнутое внимание протагониста к партнеру (например, широко раскрытые глаза и голова, поданная максимально вперед). Синастрическую янскую модальность имеет (прямой или косвенный) призыв к партнеру проявить активность по отношению к протагонисту:

- Мне так плохо, а ты молчишь, Клариса! (>ян)

- А почему ты меня ни о чем не спрашиваешь, Горгоний? (>ян)

Когнитивным синастрическим иньским маркером являетсяуказание партнеру на желательность прекращения его активности, направленной на протагониста:

- Ты лучше, Варсонофий, мне не перечь, а посиди, отдохни, послушай, что умные люди вокруг тебя говорят. (>инь)

Стилистическим синастрическим иньским маркером служит успокаивающий жест (например, поглаживание по голове), показывающий, что протагонисту от партнера в данный момент ничего не требуется. Словесно эта ситуация может быть выражена так:

- (иронично) Сильно напрягся, Гремислав? Теперь можешь расслабиться. (>инь)

Синастрическую иньскую модальность имеет сообщение, которое по мысли протагониста должно вызвать у партнера какую-либо реакцию, которую тот должен прожить самостоятельно:

- Радуйся, Калерия, твой суженый возвращается! (>инь)

- Гуляй, пехота: спирт привезли! (>инь)

- Нравится тебе это или нет, Гермоген, я ухожу. (>инь)

Вообще, если в трансляции нет отчетливого янского синастрического маркера, обычно она воспринимается как синастрически-иньская.

Упражнение 2. Определите синастрическую диадическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. Подыщите наиболее адекватный с точки зрения коммуникации ответ.

1. - Мама, я решил жениться!

2. - Феофания, ты меня разлюбила?

3. - Я вижу, что никому здесь не нужен - давно.

4. - Как это хорошо, когда юноша заботится о даме сердца, предлагает ей разные увеселения или хотя бы интересные напитки...

5. - Уймись, Самсон!

6. - Имей в виду, Илиодор: я - свободная женщина.

7. - Где границы моего терпения - ты скоро узнаешь - берегись, Мартирий!

8. - И что теперь тебя интересует, Мечислав?

9. - Я жду вопросов и критики, господа!

10. - (уговаривая) Тебе не надо этого делать, Паисий, уверяю тебя: не надо.

Ответ.

1. Иньская.

- (кисло) Я очень рада.

2. Янская.

- Что ты милый, уверяю тебя, совсем еще нет!

3. Янская.

- Ты нам нужен, но не привлекай к себе столько внимания.

4. Янская.

- Хотите коньяку, Манефа? Армянского или французского?

5. Иньская.

- Хорошо.

6. Иньская.

- Ммм.

7. Иньская.

- Ой, только не это!

8. Янская.

- Где я буду защищать свою диссертацию?

9. Янская.

- Вы всерьез ждете критику?

10. Иньская.

- Ну хорошо, я еще подумаю.

Упражнение 3. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение к партнеру:

а) с янской синастрической модальностью,

б) с иньской синастрической модальностью.

1. Знакомство на горной тропе с интересной блондинкой под тяжелым рюкзаком.

2. Приглашение нового знакомого средних лет к себе на вечеринку.

3. Предъявление претензии к своей собаке.

4. Моральная поддержка куклы, у которой после болезни стали выпадать волосы.

5. Комплимент серьезный молодой сотруднице на празднике фирмы.

Ответ. 1а) - Здравствуйте, барышня, меня зовут Бенедикт, и у меня есть карта этого перевала, так что вы можете у меня все спрашивать. (>ян)

1б) - Здравствуйте, вам, наверное, непривычно так много тащить - я вам сочувствую. (>инь)

2а) - Добрыня, я приглашаю вас к себе на вечеринку в субботу. Что вас интересует: общество, тема, напитки?

2б) - Мне будет приятно, Добрыня, если вы посетите мой дом в субботу - у меня собираются гости на домашний концерт, так что имейте в виду мое приглашение.

3а) - Опять лужа! Извиняйся и проси прощения, безобразник!

3б) - Шустрик, тебе очень надо получать колотушки за свинство на ковре?

Холистические синастрические маркеры
Глобальные синастрические маркеры это (уже знакомые читателю) слова "в целом", "в общем", "глобально", фигурирующие в вопросе к партнеру:

- Ну, Аввакум, ты вообще доволен? (>глоб)

- Ты глобально отдохнула, Конкордия? (>глоб)

- Как жизнь в общем, Гостомысл? (>глоб)

Синастрическую глобальную модальность имеют обычно вопросы о тех или иных качествах или действиях:

- Идем, Ананий? (>глоб)

- Что, повезло тебе, Гремислав? (>глоб)

- Как тебе показалась моя грудь? (>глоб)

Задавая абстрактные вопросы, не содержащие конкретных уточнений, протагонист обычно имеет в виду получить общий, то есть глобальный, ответ, и такие вопросы имеют обычно глобальную синастрическую модальность:

- Ну что, Аполлинарий, жив состоишь пока? (>глоб)

Локальные синастрические маркеры звучат в уточняющих вопросах, начинающихся со слов "где", "когда", особенно сопровождающихся словом "конкретно":

- Где мои носки, Анастасия?! (>лок)

- Когда конкретно ты сегодня придешь, Вольдемар? (>лок)

- В каком месте вашей спины вы чувствуете скованность, Феврония? (>лок)

- В каком углу комнаты ты потеряла своего друга, Флорентина? (>лок)

Упражнение 4. В следующих элементарных диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору определите холистическую синастрическую модальность трансляции протагониста и холистическую модальность ответа партнера. После этого оцените, насколько партнер оказался коммуникативно адекватен и в случае его неадекватности предложите свой вариант ответа.

1. - И куда, интересно, ты заходил после работы, Варсонофий?
- С друзьями гуляли.

2. - Как жизнь, Юдифь?
- Ох, вчера забегала к маме - та ужасно плохо себя чувствует, говорит, скоро умрет, а с папой уже месяц, как не виделась и не слышала, а Болеслав меня бросил, гад, теперь самосовершенствованием занимается.

3. - У тебя какая рука болит?
- Левая, у запястья.

4. - Почему тебе всегда не везет, Бенедикт, объясни?
- А вот видишь у меня родинка в форме зуба на плече - это черт сюда укусил.

5. - Где странствовала, Улита, расскажи!
- Да везде, считай, была.

6. - Виктор, а где стоит твой диван?
- На самом почетном месте комнаты, у окна.

7. - У тебя есть вообще друзья, Александр?
- Как же: Викентий, Гервасий и Данил!

8. - А может, нам пожениться, Афинодор?
- Рано еще, Евфимия.

9. - Как твоя собака, выздоровела?
- Нет, лапу еще лечить надо.

10. - А ваша жена - блондинка?
- Нет, но у нее длинные ноги.

Ответ.
1. >лок. глоб.
2. >глоб. лок.
3. >лок. лок.
4. >глоб. лок.
5. >лок. глоб
6. >лок. лок.
7. >глоб. лок.
8. >глоб. глоб.
9. >глоб. лок.
10. >глоб. лок.

Диалектические синастрические маркеры
Творительные синастрические маркеры это слова " новый ", " свежий ", " неожиданный ", " интересный ", " другой ", фигурирующие в запросе к партнеру:

- Что нового расскажешь, Христина? (>твор)

- (обеспокоено) Что-то случилось неожиданное, Гиацинт? (>твор)

- Ну придумай что-нибудь новое, освежи разговор, Ананий! (>твор)

- Спроси меня что-нибудь другое, Гурьян. (>твор)

Синастрическая творительная модальность характерна для трудных вопросов, загадок, ребусов, долженствующих, по мысли протагониста, пробудить творческую активность у партнера:

- А вот тебе трудный вопрос, Викторин: о чем мечтает любая женщина сорока лет? (>твор)

- Угадай, Гермоген: о чем я сейчас напряженно думаю? (>твор)

Осуществительные синастрические маркеры показывают партнеру, что он должен придерживаться имеющегося течения сюжета (жизненного или данного разговора); здесь характерны обращенные к партнеру выражения "как обычно", "нормально", "естественно" и несовершенная форма вопросительного глагола:

- Чем ты сейчас занимаешься, Мелинда? (>осущ)

- А теперь, Клавдия, расскажи мне, что ты сейчас делаешь, только ничего не выдумывай. (>осущ)

- А что ты думаешь? Отвечай, как обычно отвечаешь. (>осущ)

- Не уходи от темы, Нафанаил! (>осущ)

Растворительные синастрические маркеры это слова "завершать", "оканчиваться", "распадаться" и т. п., обращенные к партнеру или к сюжету разговора:

- Мне кажется, тебе следует извиниться передо мной и на этом закрыть тему. (>раст)

- Ты проиграл, Дормидонт, признай это. (>раст)

- Остановись, Фабиан. (>раст)

- Согласись, что наши отношения исчерпали себя, Филофей. (>раст)

Растворительную модальность имеют обычно абстрактные суждения, философские обобщения, этические высказывания, потому апелляция протагониста к ним имеет синастрическую растворительную модальность:

- Скажи, Паисий, ты меня осуждаешь? (>раст)

- Что ж, рассуди по справедливости. Я тебя слушаю, Северьян. (>раст)

- А что бы сказал Имманил Кант по этому поводу? (>раст)

- Мне бы хотелось услышать от вас серьезное теоретическое обоснование, Сигизмунд. (>раст)

- А что говорит в таких случаях народная мудрость? (>раст)

Упражнение 5. Определите синастрические диалектические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору.

1. - Ну что еще ты от меня хочешь, неугомонный?
2. - Объясни мне еще раз, почему ты решила разводиться, Степанида?
3. - Я так тебя понимаю, что мы едем?
4. - Ну, Харлампий, рассказывай, какие новости?
5. - По-моему, тебе следует собраться с силами и закончить этот бессмысленный разговор, Софоний.
6. - И ты хочешь сказать, что после всего, что произошло, ты все еще любишь своего Палладия?!
7. - Признай, что она ушла - тебе легче будет. Ведь ушла?
8. - Проси прощения, окаянный!
9. - А как вы понимаете случившееся с высшей точки зрения, Силантий?
10. - Я жду от тебя моральной оценки твоего поведения, Сакердон.

Ответ.
1. >твор
2. >осущ
3. >осущ
4. >твор
5. >раст
6. >осущ
7. >раст
8. >раст
9. >раст
10. >раст

Упражнение 6. В следующих элементарных диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору определите диалектическую синастрическую модальность трансляции протагониста и диалектическую модальность ответа партнера. После этого оцените, насколько партнер оказался коммуникативно адекватен и в случае его неадекватности предложите свой вариант ответа.

1. - Что новенького, Нестор?
- Эх, жизнь моя жестянка!

2. - Давай завтра, как всегда в воскресенье, пойдем в зоопарк, Анастасия?
- Я скоро сама от этого зоопарка волком завою, Вольдемар.

3. - Тебе пора осмыслить свое отношение ко мне, Рафаил. Я жду.
- Великие дела требуют великого терпения.

4. - Ты опаздываешь, Неонила, нехорошо - подумай о своем поведении.
- Ой, я на часы не посмотрела!

5. - Тебе надо принять решение, причем нестандартное, Терентий.
- Можно я тебя укушу за нос?

6. - Думай, Феврония - ты же у нас доморощенный философ!
- Я думаю, что ни день, и все на эту тему, и каждый день разные мысли приходят.

7. - Что-нибудь интересненькое, каламбурчик, Прокопий!
- Кто много мыслит, в том мало смысла.

8. - Ну придумай что-нибудь, Эсфирь!
- Ситуация в целом аморальна, и продолжать разговор нет смысла, Олимпий.

9. - Оцените наши достижения за прошедшие годы, Онисим Серафимович.
- Фирма работает.

10. - Ты меня еще любишь, Нифонт?
- Наша любовь как у Одиссея с сиренами.

Ответ.
1. >твор. раст.
2. >осущ. раст.
3. >раст. раст.
4. >раст. твор.
5. >твор. твор.
6. >раст. осущ.
7. >твор. раст.
8. >твор. раст.
9. >раст. осущ.
10. >осущ. раст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: