Второе интервью Мартирия

Кабинет знаменитого поэта Феоктиста Нифонтовича Трепоглазова. Старая московская квартира с высокими потолками и окном, выходящим на Москву-реку. По трем стенам - книжные шкафы и полки. Огромный заваленный книгами и бумагами письменный стол. Трепоглазов сидит в большом кресле у стола, глубоко задумавшись; робко входит молодой журналист Мартирий с диктофоном.

М а р т и р и й. (нерешительно, тихо) Можно войти, Феоктист Нифонтович?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (взглянув на Мартирия) "Гром и молния - входят три ведьмы". Шекспир, "Макбет", действие первое, акт первый. (пауза; как бы сам себе) Нет, Мартирий, на трех ведьм вы никак не потянете - жидковаты.

М а р т и р и й. (пауза) (во время паузы собравшись с духом; бодро) Дорогой Феоктист Нифонтович! Ваше замечательное интервью нашему журналу "Мужская доблесть" вызвало массу заинтересованных откликов. От имени наших читателей я хотел бы задать вам еще несколько вопросов на тему...

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (перебивая Мартирия) (удивленно) Во прыткий! (пауза) (гневно) Да понимаешь ли ты, о юноша, что такое творческий процесс истинного поэта?!

М а р т и р и й. (бодро) Вот именно об этом я и хотел с вами поговорить, нашим известнейшим поэтом, современником Ахматовой, Пастернака и Маяковского.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. И Чуковского.

М а р т и р и й. И многих других лучших поэтов и писателей ушедшего двадцатого века.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (грозно) От тебя, Мартьян, он может и ушел, а со мной останется навсегда - понятно?!

М а р т и р и й. (растерянно) Ой. (пауза) (собравшись с мыслями, вспомнив что-то) Исторический процесс горит в сердце историка - это вы когда-то сказали, Феоктист Нифонтович?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (в сердцах) Дурак! (пауза) Извини, Мартирий, но поэты так не говорят. Настоящие поэты.

М а р т и р и й. (после паузы) (бодро) Расскажите нашим читателям о своем вдохновении, Феоктист Нифонтович - часто ли оно к вам является, в виде музы или еще как? И что вы с ней делаете?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (задумчиво) "В уединенье величавом слышнее ваш отрадный глас." Пушкин. Гений. О ком он это сказал, Мартирий?

М а р т и р и й. О своих друзьях, наверное. Он ведь в ссылке побывал, на Кавказе, и еще где-то.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. Да, я вижу, о музе у вас, Мартирий, самые смутные представления. Вы вообще в плане творческого процесса - невинны, да?

М а р т и р и й. (протестуя) Отчего же? Еще в шестом классе, влюбившись в Олечку, я написал ей четверостишие - любовное, да.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. "И ласковых ланит младенческая нежность" - так, примерно?

М а р т и р и й. (честно) Не помню.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. Так вот, знайте, Мартирий: вдохновение - это хлеб истинного поэта. Не деликатес, не омар с черной икрой, а черный хлеб. А муза - его постоянная подруга, хотя и ветреная.

М а р т и р и й. (пораженный) Это как же? Уж либо постоянная, либо ветреная. Вот моя первая жена, например...

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (перебивая) Постоянная в чувствах, ветреная в поведении - а иногда бывает и наоборот. Как кому повезет, милый мой собеседник... (видно, что он забыл имя журналиста)

М а р т и р и й. Мартирий меня зовут, а Мартьян - это другое имя.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (официально) Так о чем, Мартирий, хочет меня спросить ваша "Мужская сила?"

М а р т и р и й. (машинально поправляя) "Мужская доблесть". (уныло) Наши читатели интересуются, что такое поэтическое вдохновение и что делает истинный поэт в его отсутствие?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (иронически) Дает интервью журналистам и целуется с поклонницами.

М а р т и р и й. (аккуратно) У вас всегда была большая популярность у молодежи.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. Что было, то было. В юности я был к себе - скажу прямо - бес-по-ща-ден! То есть я отдавался всем, кто меня желал! По-настоящему желал!

М а р т и р и й. (осторожно) Вы что имеете в виду, Феоктист Нифонтович?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. Ну, поклонниц, в первую очередь - они же такие страстные и инициативные! Изобретательные - ух! Им, что бы ни случилось, - сразу стих подавай, или даже целое четверостишие!

М а р т и р и й. (переводя дух) А... И вы... всегда шли им навстречу?

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. Иногда целые поэмы получались. Вот ведь тоже Блок, Есенин - думаете, "Анну Снегину" он в скиту написал, на хлебе и воде постясь? Про Прекрасную Даму уж умолчу, не буду тревожить покой классика.

М а р т и р и й. (после паузы) Ага. Природа вашего творческого вдохновения для наших читателей прояснилась. (бодро) Я вижу, у нас налаживается настоящее творческое сотрудничество.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (перебивая) Полегче на поворотах, Мартирий, посмотрим, когда ко мне придут из "Женских прелестей".

М а р т и р и й. (быстро, льстиво заглядывая Феоктисту в глаза) Я сегодня же свяжусь с главным редактором "Прелестей", и она позвонит вам в течение ближайшей недели, если не возражаете, Феоктист Нифонтович.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (устало) Женщины - это прекрасно...

М а р т и р и й. Большое спасибо, Феоктист Нифонтович, успехов вам творческих и в личной жизни.

Ф е о к т и с т Н и ф о н т о в и ч. (снисходительно; позевывая) Ступай, ступай, милый, я тут... отдохну немного.

К о н е ц

Сложные холистические модальности.

Трансляция, представляющая собой перечисление частей или элементов единого объекта, завершающееся его определением или именем, обычно имеет модальность глоб (лок). Однако если эти части сами по себе воспринимаются протагонистом как важные отдельные объекты, на которых он делает смысловое ударение, то модальность становится глоб (глоб):

- Знакомые волосы, глаза, губы, щеки - передо мной стояла Манефа собственной персоной. глоб(лок)

- Я был (со значением) в Москве! в Петербурге! Новосибирске! Барнауле! Томске! Владивостоке! - большое путешествие! глоб(глоб)

Глобальную модальность обычно имеют абстрактные понятия, поэтому их появление в трансляции является глобальным маркером:

- Настоящая жизнь - это любовь, радость, счастье. глоб(глоб)

Еще примеры возникновения сложных холистических модальностей:

- Твой нос (показывает пальцем) - это же несчастье! лок(глоб)

- Меня интересует ваша персона в целом (щелкает пальцем себя по щеке) глоб(лок)

- Есть на этом свете несчастные люди, и самый несчастный из них - (с выражением) это я! лок(глоб)

- Пойди в магазин за углом, и купи там хлеба и молока, два пакета. лок(лок)

Упражнение 4. Ответьте на следующие вопросы и на пять вопросов по своему выбору во всех четырех сложных холистических модальностях.

1. - Как поживаешь, Самуил?

2. - Вы действительно хотите сменить место работы? Почему же, если не секрет?

3. - Какие преимущества даст нам сотрудничество с вашей фирмой? Какие услуги вы оказываете?

4. - Ты почему так на меня смотришь, Варсонофий?

5. - Ой, боюсь!

Ответ.

1а) - Живу, кручусь - как белка в колесе. глоб(глоб)

1б) - Вроде неплохо живу - вот в оперу вчера ходил. глоб(лок)

1в) - Вот очередную машину купил - большую, вместительную. лок(глоб)

1г) - Вчера в магазине самокат сыну купил - с крохотными колесиками, представляешь? лок(лок)

2а) - Работа - это жизнь человека, которая должна быть удовлетворительной и адекватной. глоб(глоб)

2б) - Я своей текущей работой в целом недоволен, и там еще мой кабинет у меня отнимают. глоб(лок)

2в) - Да работой вроде доволен - но там кабинет, мой кабинет у меня отнимают! лок(глоб)

2г) - Там мой кабинет у меня отнимают, а в нем и стол, и диван! лок(лок)

3а) - Наша фирма - всем фирмам фирма! Высший класс, блеск и люкс! (широко разводит руки в стороны) глоб(глоб)

3б) - Наша фирма отчетливо выделяется в среде фирм, оказывающих услуги населению. глоб(лок)

3в) - Я рад, что ваш выбор упал именно на нашу фирму - мы вас не разочаруем! лок(глоб)

3г) - Именно на нашей фирме именно вы (смотрит пристально на клиента) получите т о, что вам нужно. лок(лок)

4а) - О, моя любовь! Ты прекрасна, как Царевна-лебедь. глоб(глоб)

4б) - Где еще я увижу такие глаза и щеки, о моя Цветана! глоб(лок)

4в) - О, моя Цветана! Где еще я увижу такие глаза и щеки, и все остальное? лок(глоб)

4г) - Ах, такие глазки, и щечки, и родинка на мочке уха! лок(лок)

Упражнение 5. Определите простые и сложные холистические модальности трансляций в следующей сценке. Отметьте явные и неявные холистические маркеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: