Государство Саманидов. Завершение процесса образования таджикского народа и его государственности

План

1.Усиление влияния местных феодалов в Мавераннахре и Хорасане.

2.Государство Тахиридов и Саффаридов.

3.Возвышение династии Саманидов. Образование государства Саманидов. Исмаил Саманид и его заслуги.

4.Государственное устройство и аппарат управления Саманидов.

5.Развитие экономики, ремесло и торговля.

6.Расцвет науки и культуры в период правления Саманидов

7.Завершение процесса образования таджикского народа

1. В конце VIII-го в начале IX-го вв. на обширной территории земель Аджама (в Мавераннахре и Хорасане) Арабские правители халифата после неоднократных восстаний и попыток ввести свой язык были вынуждены разделить свое правление совместно с местными феодалами, которые обладали высоким образованием и опытом управления. Таким образом Аббасиды хотели приостоновить стремление к независимости и в тоже время опереться на местную знать в борьбе с народными восстаниями. Последнее восстание 806-810гг произошло в Самарканде под руководством Рофеъ ибни Лайса к которому примкнуло население Ферганы, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганиана и Хутталяна. Восстание было подавленно с трудом.

Именно поэтому при правлении Халифов Мансура, Махди и Харуне ар-Рашиде(754-809гг) привлекались местные персоязычные феодалы из семейства Бармакидов и Саманидов, которые служили во дворце халифа в качестве везирей и были назначены наместниками халифа в областях Хорасана и Мавераннахра. В это время среди населения распостраняется шуубитское(антиарабское, иранофильское) движение которое было распространенно и среди персоязычной аристократии, которое подчеркивало свое культурное превосходство над арабами.

Однако по приказу халифа Харуна ар-Рашида, семейство Бармакидов вскоре была очернена и все члени семьи в том числе главный визирь Халид Бармакид были казнены.

2. Государство Тахиридов. Другой династией персоязчных феодалов была династия Тахиридов. Тахир ибн Хусейн был правителем Фушанжа, Гератской области. Он принимал участия в войне между братьями сыновьями Харуна ар-Рашида в борьбе за трон Халифата. В 813 году Тахир захватил Багдад и способствовал возведению Мамуна на халифатский престол. В 821 году Мамун ибн Харун назначил Тахира наместником Хорасана.

Тахир правил из г. Нишопур (г.Машхад в Иране) столицы Хорасана всеми областями как независимый правитель. 822г он даже отдал приказ не упоминать халифа в пятничной молитве.

Тахир во время своего прав-я стал вводить персидские обычаи и методы управления Сасанидского Ирана. Разрешал во дворце вести документацию на персидском языке, которое не понравилось Халифу. Тахир правил всего 2 года и был отравлен по приказу халифа.

С 830г. правителем Хорасана стал другой Тахирид Абдуллах который правил до 844г. Он продолжал дело отца и привлекал к управлению местных феодалов. Абдуллах ввел законодательство по использованию водопользования и построил новые каналы для орошения земель. Возрождая иранские традиции управления государством, Тахириды правили до 873г.

Государство Сафаридов. В IX-X в. для защиты границ Мавераннахра от нападения кочевников тюрков Арабским халифатом использовались войска газиев - борцов за веру. В отряде газиев служили братья Якуб и Амру ибни Лайсы которые раньше были ремеслениками-медниками.(араб яз. - саффор).

В 861г. Якуб и Амру приняли участие в восстании жителей Сиистана против Тахиридов и одержали победу. Якуб стал правителем области и в течении десяти лет захватил ряд восточных областей халифата. Далее в 873г. войско Якуба разгромило войско последнего Тахирида и захватила г. Нишопур. Так Саффариды создали новое персидское гос-во в Хорасане которые просушествовало до 900 года.

3. Родоначальником династии Саманидов был Самон Худот-дехканин (заминдор-феодал) из Балха который служил в конце VIII в. во дворце наместника Хорасана. Его сын Асад и внуки Нух, Ахмад, Ильес и Якуб за верную службу Халифу в 819г. были назначены правителями областей Мавераннахра. Поэтому этот год считается началом правления Саманидов которые продолжалось до 999г. Вначале главой династии был Нух ибни Асад(819-841гг), затем Ахмад ибни Асад(841-964гг) который передал власть своему сыну Насру(864-892гг).

Наср ибн Ахмад в 874г. назначает своего брата Исмаила ибн Ахмада правителем области Бухара, где молодой Исмаил (849-907г.) начал борьбу с разбойными шайками беспокоившими жителей грабительскими набегами. За свои заслуги перед жителями Бухары(отменил трудовую повинность по ремонту Бухарской стены «Камипир девор» и временно освободил от налогов) он получил поддержку народа. Противоречия Исмаила с братом начались после того как он перестал посылать часть доходов (около 700 тыс. дирхемов). Между братьями произошло два военных столкновения в 886г окончилось временным отстраненем Исмаила от власти и второе в 888г победой, однако Исмаил не отнял у Насра престол а добился экономической самостоятельности. Уважение брата Насра к поступку Исмаила возросло.

892г. Наср завещал трон Маверанахра Исмаилу.

Исмаил став эмиром Мавераннахра начал проводить независимую политику от Халифата. Провел реформы в гос-веном аппарате и армии. Это непонравилось Арабскому Халифу. В борьбе с Исмаилом Халиф использовал другого тадж-го правителя Хорасана Амра ибн Лайса назначив его в 898 году эмиром Мавераннахра. Амр начал войну с Исмаилом.

В 900г. в решительной битве у стен Бухары Исмаил Саманид одержал победу над Амром Саффаридом По сведениям историков Табари и Наршахи в войске Саманидов героизм в сражении проявили простолюдины Бухары. После этого земли Хорасана были присоединены к гос-ву Саманидов. Мавераннахр и Хорасан, Северо-восточный Иран в начале X века вошли в состав гос-ва Саманидов. Это были земли где проживали предки тадж-го народа и историческая заслуга Исмаила заключается в том, что он сумел объединить в одно гос-во всех таджиков.

В 892-907гг. Исмаил был эмиром государства Саманидов. Его заслуги: 1)прекратил в стране беспорядки и грабежи 2) остановил грабительские набеги тюркских кочевников, 3) утвердил государственную независимость страны, 4) объединил таджиков Мавераннахра и Хорасана в единое государство.

В состав гос-ва Саманидов были объед. 16 областей:

1. Мавераннахр: Согд, Кеш, Фергана, Уструшана, Чаганиан, Вашгирд(Файзабад), Хутталь, Бадахшан, Кумед(Рашт), Каран.

2. Хорасан: Нишапур, Мерв, Балх, Герат, Сиистан, Газна, Табаристан (северовосточный Иран).

4. Во времена правления династии Саманидов государственный аппарат управления делился на 2 главных гос-ных учреждения:

1. Даргах (дворец эмира)

2. Девоны (военно-гражданские министерства)

Хоз-веной и экон-ской деят-стю в основном занимались 10 девонов. Главным из которых считался - Девон везиря - главы правительства

Главный визирь именовался «Ходжиби бузург» (великий хаджиб).

Во времена правления Насра II (914-943г.) страной управляли просвещенные министры - А. Джайхони (ученый географ, астроном и философ), Абдулфазл Балъами (ученый энциклопедист) и Утби (поэт, философ) которые благодаря эмирам Исмаилу и Насру П Саманидам внесли в свой вклад в развитии государственности и таджикской культуры и науки.

В государстве областями руководили родственники из династии Саманидов или крупные земледельцы. Наряду с ними в каждом городе назначались «раисы»(главы) городов из числа местных феодалов. Главы исламского духовенства назывались «устод», впоследствии «шайхулислам». Жители государства Саманидов проповедовали Ханафитский толк суннитского мазхаба(течения) исламской религии.

5. В IX-X экономика Сам-дов опиралась на развитое сельское хозяйство, где государство собирало «харадж» (поземельный налог) с крестьян. Высокого развития достигла строительство сети ирригационных каналов и сооружений, которое широко использовалось для поливного земледелия. Значительное место занимали посевы зерновых культур, хлопок который выращивали в Мервском оазисе и Зеравшанской долине. Большие площади занимали сады и виноградники, бахчевые культуры. Некоторые сорта фруктов и бахчевых славились за рубежом. В степных и горных районах развивалось скотоводство. Развивалось и горное дело. В Фергане добывали железо, олово, серебро, медь, ртуть, свинец, бирюзу и др. Как центры добычи горных пород были известны районы верховьев Заравшана, Дарваз, Бадахшан, где добывали золото, серебро, рубин и лазурит, которые продавались в соседних странах Востока. Возле городов Нисса, в Самарканде, Варахше, Душанбе(Шишахона) найдены стеклодобывающие цеха, где найдено большое количество парфюмерных и бытовых сосудов - чернильницы, туваки, парфюмерное и оконное стекло и т.д.

В городах развивалось ремесло и торговля. В ремесленном производстве увеличивается изделия из керамики с подглазурными росписями и орнаментом. В бытовой посуде встречаются надписи – катиба такие как «приятного аппетита», «благополучие обладателю сего». Единственным городом обеспечивающим все города Халифата в VIII –X вв. был Самарканд. Халифы заказывали и писали на самаркадской бумаге. Только в X в. Секрет изготовления бумаги распостранился по халифату.

С восстановлением торговых связей между странами Арабского Халифата, Китая и Европы, Саманиды увеличивали прибыль за счет купли и продажи товаров. Ярмарки- базары проводились по 10-20 дней в Бухаре и др. крупных городах. Чеканка монет в нескольких городах привело к росту денежного обращения. Во время правления Исмаила в финансовом обороте были следующие монеты: - Золотые монеты именовались «динар» и определялись по весу, золотой динар в основном был у крупных феодалов и торговцев и считался средством накопления.

Серебряные монеты «дирхем»-ы, такие как «дирхем»-ы «мусаяби», «мухаммади», «гитрифи», «хоразми» служили основным средством обращения были средством платежа и сбора налога. Они различались тем, что чеканились в разных городах и имели разницу в содержании серебра. Были в обращении и черные монеты из меди - «фулус»- 24 монеты обменивались менялами на базарах на один «дирхем».

Исмаил распорядился отчеканить серебряные монеты - «дирхем», где было больше содержания серебра-эти монеты назывались дирхами «Исмаили». Они использовались как международная конвертируемая валюта в зарубежных странах Востока и Европы. О чём свидетельствуют археологические находки находки.

6. В IX-X в. на смену восточноиранских языков предков таджиков -согдийского, тохарского, хотано-сакского др. в Хорасане и Мавераннахре распространился язык форси-дари, на основе арабского алфавита на котором начали говорить и составлять гос-ные документы в Саманидском государстве. При Саманидах тадж. яз. того времени называвшийся в письменных источниках фарси-дари(дворцовый) был принят в основном как государственный язык. Языку дари открылся доступ в области поэтической и прозаической литературы. Наряду с произведениями на арабском языке стало появлятся все больше произведений на языке дари. Несмотря на то что многие письменные произведения не сохранились до наших дней можно утверждать, что достижения в области таджикско-персидской литературы в IX-X вв. были велики и были признаны в всех уголках арабского Востока.

В области таджикско-персидской литературы в X веке прославились своими творениями поэты А. Рудаки, Абумансур Дакики, А. Фирдавси, Абулхасан Шахид Балхи, Абушаккури Балхи, Робиа и др.

В области науки прославились ученые энциклопедисты Закарие ар Рози (в области медицины и химии, автор книг-энциклопедий «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине – 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов др. Абуали ибн Сино (в области философии, медицины и др., автора книг «Канон медицинской науки» (5 томов), «Книга знаний», «Книга исцелений» и др.), Абунаср Фараби (в области философии, автора трактата «О взглядах жителей совершенного города» и др.), Абубакр Нархаши, атора книги «Таърихи Бухоро»(История Бухары), Ибн Кутайба,автора книги «Китоб ул-Маориф»(Книга знаний) в области литературоведения и истории и др.

Абуабдулло Рудаки 858-941гг. – годы жизни, основоположника таджикско-персидской классической литературы. Его именем назван один из районов республики и учреждена государственная премия. В 2008г. к 1150 летнему юбилею поэта в г. Душанбе был открыт парк и памятник А. Рудаки.

Абуали ибн Сино(Авиценна), 980-1030гг. – годы жизни автора книг «Канон медицинской науки» (5 томов), «Книга знаний», «Книга исцелений» и др. Его именем назван один из районов и Медицинский университет в г. Душанбе, учреждена государственная премия.

Абубакр Закариё ар-Рази (Разес - латин. яз .) (865-925гг) - годы жизни и творчества ученого – энциклопедиста, автора книг «Аль Хави» (Всеобъемлющая книга по медицине – 30 томов), «Мансурова медицина» - 10 томов.

Абулкасим Фирдавси (934-1020гг) - годы жизни и творчестваавтора поэмы «Шахнамэ».

Абубакр Наршахи ( 899-959гг) - годы жизни и творчестваученого- историка, автора книги «История Бухары»

Абуабдулло Джайхони ( 914-922гг) - годы службы везирем во дворце Насра П Саманида, известного ученого географа, автора книги «Ашкол ул-Олам»(Форма земли).

Абулфазл Балъами ( 922-939гг) - годы службы везирем в период правления эмира Насра П Саманида, прославленного просветителя эпохи,

Абуали Мухаммад Балъами (неизв. – 974) сын Абулфазла Балъами,везирь в период правления эмиров Абдумалика I (954-961) и Мансура I (961-976) Саманидов, автора перевода на фарси-дари книги Мухаммада Джарира Табари «Таърихи Табари».

7. Формирование таджикского народа началось при государстве Сасанидов(224-651гг) и завершилось при государстве Саманидов (819-999гг).

В годы существования Саманидского гос-ва сложились основные компоненты для образования таджикского народа:

1. Единая территория – гос-во Саманидов объединило исторические земли предков таджиков Мавераннахр и Хорасан.

2. Единый общегосударственный язык - в IX-X вв. на территории Мавераннахра и Хорасана, действовал государственный язык форси-дари, объединяя Согдийцев, Тохаристонцев, Фарганцев и др. народы.

3. Единое экономическое пространство - на территории государства Саманидов сложилась единая экономическая жизнь, торгово-экономические отношения,валюта,налоги.
4. Единая культура и религия – распространение исламской религии суннитского мазхаба «ханафия» и таджикско - персидской литературы и науки в государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: