Становление советской власти

К осени 1917 г. социально-экономическая и политическая ситуация в стране предельно обострилась. Колоссальные военные расходы, огромная инфляция (с февраля рубль обесценился в 7 раз), падение дисциплины в сочетании с нарастанием ожиданий и требований масс, подогреваемых революционной пропагандой, способствовали падению предпринимательской активности и снижению жизненного уровня населения. Остро выявилась нехватка продовольствия в крупных городах. В результате число бастовавших в сентябре-октябре выросла в 7-8 раз по сравнению с весной и составило 2,4 млн. чел. Разложенная “демократизацией” и агитацией большевиков, армия окончательно выходила из повиновения командования. Небывалого размаха достигло дезертирство, которое некому было остановить. Дезертиры дали новый импульс массовым крестьянским выступлениям, охватившим 90 % уездов европейской России, самовольным захватам помещичьих земель и уравнительным разделам имущества крестьян-единоличников (фермеров). По оценкам исследователей, до октября 1917 г. крестьяне взяли под свой контроль помещичьи земли в 15 % волостей. Власти (в том числе и эсеры) решительно осудили “аграрные беспорядки” и пытались с ними бороться, хотя и безуспешно. Большевики же наоборот подталкивали крестьян к самостоятельному решению земельного вопроса. Страна все ближе подходила к экономическому краху. Полупарализована была железнодорожная сеть, что делало невозможным нормальное снабжение промышленности и регулярную доставку продовольствия населению...

Например, поставки Путиловским заводам в сентябре едва достигали 4% от их потребностей. Производство останавливалось. Усиливались и национальные движения, центробежные силы разрывали Россию (к независимости стремились Украина, Финляндия, тюркские народы). Временное правительство все больше лишалось социальной поддержки, тогда как силы большевистской партии непрерывно росли. Если до осени сохранялся примерный паритет численности меньшевиков и большевиков, то с этого времени рост меньшевиков прекратился, а РСДРП (б) за два месяца увеличила свою численность примерно в 1,5 раза (до 350 тыс. чел.). Началась быстрая большевизация Советов. 9 сентября 1917 г. председателем Петросовета был избран Лев Д. Троцкий. Из столицы это движение распространилось на Москву, Киев, Саратов. В сентябре 1917 г. уже более 50 Советов приняли большевистские резолюции о передаче всей власти Советам. Политический "центр" - меньшевики и эсеры - раздирался внутренними противоречиями. Юлий О. Мартов уже с июля выступал за создание однородного социалистического правительства. У эсеров быстро росло и оформлялось радикальное левое крыло (Борис Д. Камков (Кац), Мария А. Спиридонова), Левые эсеры на местах нередко блокировались с большевиками. В конце августа - начале сентября 1917 г. Ленин предложил меньшевикам и эсерам компромисс. Левоцентристские партии должны были взять всю власть, передать ее Советам и в этом случае большевики отказываются от немедленной социалистической революции (ведь после большевизации советов крупнейших городов власть и так перешла бы к ним). Но видя их неготовность к этому и одновременно большевизацию масс, он 15 сентября шлет из подполья ЦК РСДРП (б) письма (“Большевики должны взять власть” и “Марксизм и восстание”), в которых доказывал, что в стране сложились условия для успешного восстания.

25.

Начало аграрной реформы было дано указом от 9 ноября 1906 г. Основным ее положением стало разрушение общины, для чего была сделана ставка на развитие в деревне личной земельной собственности путем предоставления крестьянам права выхода из общины и создания хуторов или отрубов. При этом помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности, что вызывало резкое противодействие крестьян и их депутатов в Думе.

Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян. Эта акция преследовала двоякую цель. С одной стороны, предоставлялась возможность освоения новых территорий. С другой стороны, преследовалась и политическая цель, а именно разрядка социальной напряженности в центре страны.

Подводя итоги преобразованиям в аграрной сфере, необходимо отметить, что в период с 1905 по 1916 г. из общины вышло около 30 % домохозяев в губерниях, где проводилась реформа. Таким образом не удалось создать устойчивый слой крестьян-собственников. Не вполне удачной оказалась и переселенческая политика государства. Большое число людей было вынуждено возвращаться назад по различным причинам, среди которых нехватка средств на обзаведение хозяйством, негативное отношение коренных жителей к переселенцам, недостаточная гибкость чиновничьего аппарата. Не были решены проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения; таким образом, основа социальной напряженности в деревне сохранялась.

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:

· устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;

· постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;

· увеличение эффективности крестьянского труда;

· реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;

· реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.

· Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства.

Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское или либеральное большинство.

Ill Думой (1907–1912) была проведена интенсивная и эффективная законодательная работа. Были приняты законы о бюджете, самоуправлении, рабочем законодательстве, народном образовании и ряд других. Ill Дума внесла свой вклад в формирование необходимых условий для заметного экономического подъема страны в предвоенные годы. Однако она не смогла приглушить революционно-оппозиционное движение, которое особенно набрало ход уже после избрания нового состава Думы, в 1915–1917 гг. Дал возможность образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское или либеральное большинство.

В IV Государственной думе ведущую роль играли октябристы и кадеты.

В ходе избирательной кампании в IV Думу кадеты выдвинули три лозунга: демократизация избирательного закона; коренная реформа Государственного совета; формирование ответственного думского министерства.

В первые же дни работы IV Думы кадетская фракция внесла законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, печати, неприкосновенности личности и гражданском равенстве.

К лету 1914 г. политический кризис в стране достиг своей высшей точки. Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война лишь на время предотвратила его революционную развязку. Отношение либеральных партий к войне предопределило их тактический курс, выразившийся прежде всего в отказе (до лета 1915 г.) от всякой оппозиции самодержавному правительству. Октябристы, прогрессисты и кадеты призывали к единству действий всех слоев общества. На заседании Думы 25 июня 1914 г. все фракции буржуазных партий дали торжественную клятву в полной и безоговорочной поддержке царского правительства.

Слета 1915 г. кризис власти начал приобретать неотвратимый характер. Царское правительство перестало не только контролировать, но и понимать развитие событий.

Пришедшее к власти Временное правительство не допустило возобновления сессии IV Государственной думы в апреле 1917 г., считая ее слишком тесно связанной со старым порядком и опасаясь протестов Советов и их сторонников. В октябре 1917 г. под давлением социалистов Временное правительство распустило Государственную думу 4-го созыва. В декабре 1917 г. Совет народных комиссаров упразднил канцелярию Государственной думы и канцелярию Временного комитета Думы.

26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: