Генезис капиталистической экономики. Великие географические открытия

В конце XV — начале XVI вв. при помощи целой серии океан­ских экспедиций (великие географические открытия) впервые были установлены прямые стабильные экономические связи между Европой и другими частями света. В относительно короткий срок в экономику ряда европейских государств были влиты огром­ные, еще невиданные в истории материальные ресурсы из Аме­рики, Азии, Африки.

Великие плавания были обусловлены, прежде всего, кризи­сом среднеземноморской торговли вследствие завоевания Тур­цией Южно-Средиземноморского и Азово-Черноморского бас­сейнов, что побуждало европейцев искать выход в установле­нии прямых связей с Востоком. Плывя на Запад, Колумб счи­тал, что Индия находится на западном берегу Атлантики. В XV в. дефицит драгоценных металлов вследствие пассивной торговли Западной Европы с Востоком еще более обострился по причи­не истощения серебряных рудников Германии. «Жажда золота» (своеобразная фетишизация капитала) толкала европейцев на поиски новых путей на Восток через океан.

Играл роль и фактор политического характера — завершение государственного объединения ряда стран Западной Европы. Это особенно касается Испании, объединение которой (конец XV в.) совпало с окончанием многовековой войны за отвоевание стра­ны у арабов, завладевших некогда ею. Многочисленное феодально-воинское сословие осталось не у дел. Экономика Испании была развита слишком слабо для того, чтобы феодалы превратились в крупных сельских хозяев, как в Англии (кроме войны, они ничего не умели и не хотели). Испанская корона направила опасную внутри страны энергию безработных феодалов на завоевание земель за океаном, и это обусловило приоритет Испании в открытии и освоении Центральной и Южной Америки.

Большое значение имел прогресс европейской науки и тех­ники, особенно кораблестроения, навигации и космогонии. В XV в. создан первый тип океанского судна — каравелла с тре­мя рабочими мачтами (предыдущие типы судов имели лишь одну) и ярусным расположением прямоугольных парусов. Это позво­ляло идти нужным курсом при любом направлении ветра.

Успехи навигационной науки заключались, прежде всего, в усовершенствовании компаса, который в XV в. уже получил фак­тически свой современный вид: магнитная стрелка на острие под стеклянным колпаком. Теоретически возможность трансат­лантического плавания была обоснована учением о шарообраз­ности земли.

Но все это был лишь потенциал, возможности. Их осуществ­ление, в конечном счете, зависело от психологической готовнос­ти живых людей, т.е. от социально-психологического климата в Западной Европе на рубеже XV и XVI вв. Например, само по себе создание каравеллы не означало автоматически успеха. Из трех кораблей экспедиции Колумба было только две каравеллы. В наше время Атлантику переплывают на резиновой лодке (причем без еды и пресной воды), корабле из папируса, в ванне и даже просто вплавь, т.е. такое плавание представляет собой научное или спортивное событие, тогда как в то время это был прорыв в вечность!

Чтобы самостоятельно осуществлять выбор целей и средств, находясь в отдалении от родины, необходимо было появление в европейских странах личностей самодействующих. Феодализм за полторы тысячи лет своего существования благодаря присуще­му ему выбору поведения воспитал навыки самодействия людей. И это в решающие моменты первых океанских плаваний поро­дило нужную энергию, инициативу, гибкость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: