В рамках этой теории П.Прудон, подобно С.Сисмонди, выражает нескрываемый пессимизм по поводу перманентного характера разделения труда в обществе. Правда, в отличие от него он пытается выстроить аргументацию против этого «экономического закона» классиков посредством гегелевского диалектического метода анализа.
Однако фактически П.Прудон выхолостил и вульгаризировал идею метода диалектики. Свидетельством тому являются связанные с этим методом суждения ученого в его «Философии нищеты». Именно на них некогда обратил свое внимание в упомянутой выше «Нищете философии» и К.Маркс, а именно53:
сначала П.Прудоном отмечается позитивная сущность процесса разделения труда (как «способ осуществления равенства условий и умственных способностей»);
потом — негативная сторона этого процесса (поскольку он стал
«источником нищеты»);
наконец, далее о том, что надлежит найти «новое сочетание
которое устранило бы вредные стороны разделения, сохраняя при
этом его полезные действия».
Более того, П.Прудон упрекает А.Смита и его последователей
за их «оптимизм» и недооценку «вредных сторон какого-либо закона», в том числе закона разделения труда. Ведь в соответствии с последним, подчеркивает он, в обществе происходит «беспрестанное введение новых и новых машин», но «машина, или фабрика принизив рабочего путем подчинения его хозяину, довершает его унижение, заставляя спуститься с положения ремесленника до положения чернорабочих»54.
Таким образом, сведя суть закона разделения труда к абстрактной категории, П.Прудон в самом деле «не придумал ничего лучшего, как возвратить нас к состоянию средневекового мастера»55.