Мировая торговля

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами. Ее развитие обусловлено углубляющимся процессом международного разделения труда.

Мировая торговля складывается из экспорта и импорта. Экспорт (вывоз) товаров означает, что они реализуются на внешнем рынке. Страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых, или ту, которая может быть изготовлена только в данной стране. Импорт (ввоз) товаров – приобретение за границей товаров, производство которых в этом государстве невыгодно или невозможно.

Состояние внешней торговли характеризует торговых баланс – соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за границу, и суммой цен товаров, ввезенных из‑за границы, за определенное время. Если стоимость экспорта превышает стоимость импорта – торговый баланс активный, если меньше – то пассивный.

Каждое государство проводит определенную внешнеторговую политику, под которой понимается система экономических, организационных, политических и других мер, связанных с обеспечением того или иного характера внешнеторговых отношений данной страны или группы стран. Существуют два направления внешнеторговой политики – протекционизм и фритредерство.

Протекционизм (в переводе с латинского – защита, покровительство) – политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, нетарифных барьеров, валютных ограничений, внутренних налогов и сборов и т. п. Государственный протекционизм в области экспорта, прежде всего, состоит в его субсидировании.

Фритредерство (в переводе с английского – свободная торговля) – торговля без ограничений, когда государством обеспечивается свободный доступ в страну заграничных товаров путем установления низких импортных пошлин или даже без установления их. Свобода торговли касается и отечественных производителей.

Мировая торговля товарами и услугами регулируется и международными экономическими организациями. С 1949 г. действовало Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основной задачей этой организации является либерализация внешней торговли, особенно в области таможенных тарифов.

Современный этап мировой торговли товарами и услугами характеризуется следующими особенностями:

1. В ВМП происходит сокращение доли сырья и сельскохозяйственных товаров и увеличение доли промышленных товаров и услуг.

2. Рост объема внешней торговли по сравнению с ростом ВВП стран.

3. Изменение географической структуры мировой торговли: ведущая роль по‑прежнему принадлежит промышленно развитым странам, однако происходит медленное сокращение товарного потока США, ослабление внешнеторговых позиций Японии. В то же время с 70‑х гг. ХХ в. важную роль в мировой торговли стали играть новые индустриальные и ряд развивающихся стран: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.

4. В структуре международной торговли выросла доля экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции, технологий и т. п.

Закономерности и значимость международной торговли всегда были в центре внимания различных школ и направлений экономической теории. Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, представители которой, во‑первых, подчеркнули ее значимость для экономического развития стран, во‑вторых, впервые описали то, что в современной экономике называется платежным балансом и, в‑третьих, разработали основные положения политики протекционизма.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от классической политической экономии, от теорий А. Смита и Д. Рикардо. А. Смит разработал теорию абсолютных преимуществ, в соответствии с которой одни страны могут производить определенные товары более эффективно, чем другие, в силу наличия преимуществ в естественных и приобретенных факторах.

Д. Риккардо принадлежит теория относительных преимуществ. В своих теоретических выкладках он доказал не только возможность, но и необходимость международной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов. Эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного производства. Общий объем продукции можно увеличить, согласно этой теории, за счет дополнительных преимуществ, возникающих при специализации страны на производстве той продукции, по которой преимущества в издержках особенно велики.

Основоположниками современной модификации теории сравнительных издержек – теории соотношения факторов производства – являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин. Согласно этой теории страны по‑раз­ному наделены факторами производства – трудом, землей, капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким‑либо одним фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. В странах с избыточным капиталом более дешевыми будут капиталоемкие товары. На этой основе и должен осуществляться экспорт и импорт соответствующих товаров.

Одной из проблем международной торговли является определение конкурентных преимуществ субъектов, участвующих в международном товарообороте. Свою версию выдвинул американский экономист М. Портер в концепции международной конкурентоспособности наций. Конкурентоспособность в международном обмене определяется такими взаимозависимыми компонентами, как факторные условия, условия спроса, состояние обслуживающих и близких отраслей, стратегия фирмы в определенной конкурентной ситуации. Влияет также экономическая политика правительства и даже случайные события, война, новые изобретения и т. д. Сочетание этих параметров и определяет конкурентные преимущества фирм, отраслей и стран на мировом рынке.

В исследовании проблем значимости современной международной торговли для экономики стран широкое распространение получила теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей, в частности экспортом, на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора. Его механизм заключается в том, что первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ, а затем придут в движение вторичные потребительские расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: