double arrow

Роль либерализации внешней торговли в переходный период

В условиях централизованной плановой экономики взаимодействие между внутренними секторами и внешним секторами экономики было крайне ограничено. Разделение это поддерживалось сознательно, поскольку государство обладало монополией на внешнеэкономическую деятельность. Это, в свою очередь, во многом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприятные условия для существования неконкурентоспособных производств и, в конечном итоге, сдерживало экономический рост. Отмена государственной монополии внешней торговли и либерализация внешнеэкономических связей стали, поэтому, одним из первых естественных шагов, предпринятых странами, переходящими от командно-административной к рыночной экономике.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходный период, стимулируя и облегчая процесс становления рыночных отношений. Целью либерализации внешней торговли является развитие следующих аспектов формирующейся рыночной экономики.

Реализация экономической самостоятельности предприятий путем снижения степени экономического вмешательства государства. Устранение непосредственного государственного контроля в области внешней торговли подразумевает наделение всех экономических агентов, в том числе частных предприятий и фирм с иностранным участием, правом вести внешнеторговые операции. Эта передача прав является составной частью сложного процесса с далеко идущими последствиями, подразумевающего, в частности, создание жизнеспособного частного сектора.

Установление связи между внутренними и мировыми ценами. Этот процесс, ускоряемый и поддерживаемый либерализацией импорта, нацелен на предоставление отечественным производителям через рыночные цены необходимых сигналов, позволяющих эффективно распределять ресурсы, и на выявление, таким образом, сравнительных преимуществ страны. Более того, для передачи надежной ценовой информации отечественным производителям и экспортерам необходим единый, неискаженный и, по возможности, относительно стабильный обменный курс.

Включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке. Либерализация импорта приобретает особое значение в условиях централизованно планируемых в прошлом экономик, для которых характерна высоко монополизированная структура производства и распределения. Более того, развитие конкуренции на внутреннем рынке является важнейшим средством повышения международной конкурентоспособности национального производства.

Способствуя, таким образом, формированию основных элементов рыночного механизма (свободного ценообразования, конкуренции, предпринимательства), либерализация внешней торговли становится важным составляющим элементом программы структурной перестройки экономики.

Во-первых, она ускоряет реформу цен, поскольку простой переход от централизованно устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях еще не сформировавшегося рынка и значительной монополизации экономики. В этом случае либерализация внешней торговли позволяет как бы «импортировать» неискаженную структуру цен.

Во-вторых, либерализация внешней торговли (особенно либерализация импорта) способствует проведению антимонопольной политики, поскольку привносит в экономику, где во многих отраслях доминируют предприятия - монополисты, необходимый элемент конкуренции.

В-третьих, жесткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объемов и номенклатуры импорта заставляет и экспортеров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в конечном итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики.

В-четвертых, либерализация экспорта открывает для национальных производителей новые рынки сбыта, что позволяет использовать эффект экономии от расширения масштабов производства.

В-пятых, в результате либерализации внешней торговли национальные производители сталкиваются с жесткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования и т.д.

Конечно, либерализация внешней торговли дает больший эффект при правильно выбранном времени ее проведения, поскольку между либерализацией внешней торговли и общеэкономическими реформами существует не только прямая (в смысле содействия внешнеторговой политики процессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В общих чертах взаимосвязь и взаимодействие торговой политики с макроэкономической политикой можно проследить по трем основным направлениям.

Макроэкономическая стабильность. Чтобы быть эффективной, либерализация торговли должна сопровождаться разумной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой, нацеленной на поддержание относительно стабильных и предсказуемых экономических условий. При наличии высокой инфляции цены передают искаженную информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затрудненными. В этом смысле, либерализация торговли должна осуществляться одновременно с макроэкономической стабилизацией.

Структурная перестройка. Хотя либерализация торговли существенно помогает проведению реформы цен и антимонопольным мерам (усиливая конкуренцию на внутренних рынках путем либерализации импорта), она не может быть единственным инструментом, используемым в этом процессе. Приватизация и преобразование государственного сектора должны идти параллельно с либерализацией торговли или немедленно следовать за ней.

Доверие. Как и в случае остальных экономических мер экономической политики, частые изменения в торговой политике влияют на ожидания предприятий и домашних хозяйств и могут подорвать доверие к реформам.

Вместе с тем, либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

С одной стороны, либерализация импорта позволяет быстро наполнить внутренний рынок необходимой потребителям продукцией и в значительной мере снять проблему дефицита, ликвидировать очереди, тем самым снизить инфляционное давление на уровень внутренних цен.

С другой стороны, на начальном этапе осуществления экономических реформ, который обычно связан с глубоким экономическим спадом, необходимо проведение и либерализации экспорта, поскольку она работает как важный фактор поддержания спроса. Открытость экономики и наличие необходимых стимулов к экспорту могут позволить отечественным предприятиям, столкнувшимся с существенным сокращением внутреннего спроса, поддерживать уровень производства путем развития экспорта, тем самым, избегая крупного сокращения рабочих мест и роста безработицы.

Важно подчеркнуть, что еще одним потенциальным вкладом либерализации торговли в программу стабилизации является содействие решению бюджетно-налоговых проблем. Переходя от жестких количественных ограничений к взиманию пошлин и устанавливая размер пошлин на относительно высоком уровне, государства, испытывающие трудности со сбором налогов, могут смягчить тяжелую ситуацию с дефицитом бюджета. Поступления от пошлин могут обеспечить более стабильную доходную базу бюджета на тот период, когда система взимания налогов находится еще в зачаточном состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: