Какова система органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды - задача всего гос-венного механизма, всех гос-венных органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией РФ (ст. 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов гос-венной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды является деление их на органы - общей и специальной компетенции. К первым на федеральном уровне относятся Президент РФ Федеральное Собрание, Правительство РФ; ко вторым - министерства РФ гос-венные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитет РФ по водному хозяйству и Комитет РФ по геологии и использованию недр и на их базе были образованы Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и природных ресурсов. Было установлено также, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Создание, реорганизация и ликвидация указанных территориальных органов, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов РФ Содержание территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на гос-венное управление, кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей день. Так, Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены: Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России. Образована федеральная служба земельного кадастра России, которой была передана часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по земельной политике. Министерству природных ресурсов РФ были переданы функции упраздненных Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и федеральной службы лесного хозяйства России. В связи со значительным изменением функций указанного министерства была существенно изменена структура его органов. На основании Постановления Правительства РФ от 6 июля 2000 г. № 495 «Вопросы Министерства природных ресурсов РФ в ведение данного министерства были переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившиеся в ведении упраздненных Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства РФ от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение Министерства природных ресурсов РФ о формировании в министерстве и его территориальных органах на основе подразделений, осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: гос-венной водной службы, гос-венной лесной службы и гос-венной службы охраны окружающей природной среды под руководством первых заместителей министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, определяющие правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября 2000 г. № 726 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, в котором довольно подробно определены правомочия последнего в области управления рациональным использованием и охраной лесов, а также в области охраны окружающей природной среды, чем в значительной мере, если не полностью, были сняты возражения, связанные с упразднением указанных органов. Так, в области использования и охраны лесного фонда и ведения лесного хозяйства в Положении предусмотрено, что Министерство природных ресурсов РФ, в частности, организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощимое лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, проведение мер по лесному семеноводству, рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

В области охраны окружающей природной среды Министерство природных ресурсов РФ:

- обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в гос-венных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документов;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в. пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей природной среды и сохранения экологического разнообразия и др.

Что же касается функций упраздненного Государственного комитета 'РФ по земельной политике, то в соответствии с названным Указом Президента РФ они были переданы вновь /образованной Федеральной службе земельного кадастра России и Министерству имущественных отношений РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России» указанная служба является федеральным органом исполнительной власти по гос-венному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению гос-венного земельного кадастра и гос-венного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, гос-венной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и гос-венному контролю за использованием и охраной земель. Таким образом, Федеральной службе земельного кадастра России также были переданы территориальные органы упраздненного Госкомзема.

Частично функции Государственного комитета РФ по земельной политике были переданы Министерству имущественных отношений РФ которое согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- проведение единой гос-венной политики в области Имущественных и земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение гос-венным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и оценочной деятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством РФ деятельности в области имущественных и земельных отношений, которую ведут иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Значительную роль в охране окружающей природной среды играет Министерство сельского хозяйства РФ и его органы на местах. Как предусмотрено положением сданном министерстве, утвержденным постановлением Правительства от 29 ноября 2000 г. № 901, Министерство сельского хозяйства и его территориальные органы являются специально уполномоченными гос-венными органами в области мелиорации земель; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности; обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.

Указом Президента РФ от 19 сентября 1997 г. было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности, созданной в целях реализации возложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения экологической безопасности РФ К ее функциям, в частности, относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и гос-ва; оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности; подготовка предложений Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, с уничтожением химического, ядерного и других видов оружия в соответствии с международными договорами РФ а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблагополучия на территории РФ и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: