Культура Беларуси во второй половине 19 в

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России.После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори - Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская,Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке.В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика - этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 - 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии.Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались.Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище.Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек.Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси. Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения.На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит - не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе. Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом.В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А.Гуриновича были также изданы после его смерти. Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр.Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др. На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома.Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками.До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в. Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально -экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности..

30.Революция 1905-1907 гг. и ее события на территории Беларуси. В нач 20 в. начался мировой экономич кризис, кот затронул и Беларусь. В 1900-1903 гг. закрылись 532 фабрики и завода. Наиболее пострадала легкая промышленность. Кризис проявился и в сельском хозяйстве, и если буржуазные формы землепользования развивались, то крестьянские хозяйства были в кризисе по причине малоземелья. Экономическое положение ухудшалось и в связи с поражением царизма в русско-японской войне 1903-1904 гг. Т.о. нерешенность аграрного вопроса, экономический кризис и поражение в войне стали причинами I русской революции. Началом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. В городах Беларуси произошло 30 демонстраций солидарности с событиями 9 января 1905 г. Второй подъем революции связан с демонстрациями 1 мая (волна демонстраций и стачек). 17 октября 1905 г. Николай II издал Манифест – обещал демократические свободы и созвать Думу с законодательными полномочиями. Пик революции – Всеобщая Октябрьская политическая стачка и декабрьское вооруженное восстание в Москве. 18 октября в Минске расстрелян митинг. Стачка в Москве была поддержана и в крупнейших белорусских городах, но восстание не вышло за границы Москвы. В 1906 г. состоялись выборы в Государственную Думу (от Беларуси 36 делегатов, в т.ч. 13 крестьян). Первая дума – кадетская. Ее позиция по земельному вопросу слишком радикальная для царизма и в июле 1906 г. I Дума распущена. Затем выборы во II Думу. Значение революции: 1) Россия из неограниченной монархии стала ограниченной;

2) отменены выкупные платежи для крестьян за землю, которые они платили с 1861 г. события революций показали необходимость аграрных преобразований. Столыпинская реформа проводилась по нескольким направлениям: 1) разрушение крестьянской общины и образование класса крестьян-собственников, заинтересованных в увеличении с/х производства. Юридической базой реформ был указ 9 ноября 1906 г. и закон 14 июня 1910 г. Каждый крестьянин мог в любое время выйти из общины и стать собственником полученной земли. Образовалась система хуторов и отрубов. Крестьянский банк осуществлял кредитование по льготным %; 2) гос-во поддерживало переезд крестьян в малонаселенные регионы России – Сибирь, Казахстан, Поволжье, Дальний Восток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: