Особенности современного этапа развития науки: становление технонауки в современном обществе знаний

Классическая, неклассическая и «постнеклассическая» наука в контексте техногенной цивилизации, «жесткие» и «гибкие» естествознание и техника. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Социальная оценка научно-технического развития: научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом (проблема государственного регулирования науки), эксперты и общественность (роль и влияние общественного мнения на развитие и финансирования науки и техники), социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

Типы научного исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Дисциплинарная организация и междисциплинарные исследования, предметно и проблемно ориентированные научные дисциплины. Научные исследования как генератор новых наукоемких технологий: проектно и проблемно ориентированные исследования как основа принятия решений. От постиндустриального к информационному обществу и обществу знания. Современные конвергентные технологии и технонаука. Проблема технологических рисков в современном обществе как социальная и этическая проблема.

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Этика современной науки и техники проблема социальной оценки научно-технического развития. Научная, инженерная и хозяйственная этика, социальная ответственность проектировщика и проблемы охраны окружающей среды. Экологическая этика и ее философские основания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: