Основные концепции современной философии науки

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Первый (О. Конт, Дж. Ст. Миль и Г. Спенсер), второй (Э. Мах и эмпириокритизм) и третий позитивизм. Предпосылки возникновения логического позитивизма: Л. фон Витгенштейн, Д. Гильберт, Б. Рассел. Неопозитивизм и роль Венского кружка в формировании философии науки как самостоятельной философской дисциплины. Его основные представители (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гемпель, Райхенбах, Э. Нагель и др.) и основные положения концепции логического эмпиризма (демаркация науки и метафизики, редукционизм и физикализм, теоретический язык и язык наблюдения, верифицируемость – потенциальная проверяемость теоретических высказываний).

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Критика исходных принципов неопозитивизма за, во-первых, узкий эмпиризм в понимании научного знания, т.е. иллюзию, что существуют некие абсолютно достоверные, не отягощенные никакой теоретической интерпретацией, самоочевидные истинные утверждения наблюдения (протокольные высказывания), на основе которых с помощью логической дедукции может быть обосновано все здание науки; во-вторых, антиисторизм − ложное убеждение в том, что путем выявления структурно-логических взаимоотношений между элементами гипотетико-дедуктивной теории можно не только сконструировать идеальную модель современного научного знания, но и объяснить его историю как чисто кумулятивный процесс создания все более общих теорий.

Основные положения постпозитивизма. Использование историко-научного, методологического, психологического, социологического подходов к анализу науки, причем логический – занимает подчиненное место. Философские концепции тесно взаимосвязаны с конкретно-научным знанием и не только оказывают стимулирующее воздействие на развитие науки, но органично входят в само тело науки. В науке важное место занимают наряду с языковыми высказываниями также аналоговые и иконические модели, наглядные схемы и мысленные эксперименты. Анализируются не только аксиоматизированные теории (формализация не может рассматриваться как идеал зрелого научного знания) и не отдельные теории, а их комплексы, исследовательские программы, научные дисциплины и т.п. Научное знание целостно по своей природе, его нельзя разбить на независимые теоретический и эмпирический уровни, а любое утверждение наблюдения является теоретически нагруженным. Рассмотрение динамики научного знания не как кумулятвного процесса. Задача философии науки строить динамические модели роста научного знания на основе содержательного анализа реальной истории науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда, А. Койре, М. Полани. Структуралистская концепция науки – попытка соединения статической и динамической моделей науки (Дж. Снид, В. Штегмюллер). И. Хакинг и Р. Гири - технологический и модельный подход к пониманию научной теории.

Социологический и культурологический подходы, проблема интернализма и экстернализма в исследовании научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

Основные концепции развития взаимоотношений науки и техники в истории общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: