История науки с философской точки зрения

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Элементы естественнонаучных и технических знаний и мифологическая картина мира, природа и техника; образы техники в культуре. Традиционная и проектная культуры. Архаическая культура и понимание в ней техники, миф как зародыш проекта. Роль орудий в истории развития человечества. Стадии становления и развития инженерной практики и научной техники.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античное понимание соотношения науки и техники, технэ и эпистеме. Античное понимание соотношения природы и техники. Первые исследовательские программы античной философии и науки.

Предпосылки нового научно-технического мышления в средние века. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Становление нового научно-технического мышления в эпоху Ренессанса и Новое время. Становление опытной науки и ее мировоззренческая роль в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт и Ньютон. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности (университеты, научные общества и академии, высшие технические школы и т.п.). Научные сообщества и научные школы - формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук. Различия современных и классических научно-технических дисциплин.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: