Обратимся к закону

Федеральный закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности...

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой.

6. Образовательное учреждение... может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).

83. Экологические и этические проблемы взаимодействия науки и техники.

Этика - философская наука о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях. Этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное, то есть должное, и недостойное - недолжное. Поэтому этика - это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру. Регламентация взаимоотношений по поводу добра и зла, достойного и недостойного составляет мораль общества, а их практическая реализация - нравственность. Поэтому этику можно считать наукой о морали и нравственности. мораль наука этический прогресс

Этика науки в свою очередь изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, в частности: отыскание и обоснование ценностей, норм, правил, которые бы способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага.

Трудно спорить, что XXI век - век науки. Ее авторитет в обществе прочен и устойчив. Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что в ней все более заметное место занимает этическая проблематика. Типичная для современной эпохи ситуация возникающих экологического, экономического и других кризисов, последствия которых отзываются на судьбах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, то есть на ученых. Значительная часть проблем возникает как следствие применения современной технологии. Наука стала не просто одной из производительных сил национальных хозяйств и мирового хозяйства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса. Поэтому вполне закономерно, что научные исследования оказываются объектом интенсивного и детального регулирования - не только этического, но и юридического. Сегодня принимается несметное количество нормативных актов как внутренних, так и межведомственных, как национальных, так и международных, призванных обеспечить такое регулирование.

Причины возникающих в наше время кризисов наряду с несовершенством различных экономических и социальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности результатов технического прогресса, который открывает возможность как для разумного использования достижений техники, так и для применения во вред человеку (атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой информации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями, социальные и моральные аспекты применения достижений в сфере нанотехнологий и т.д.).

Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики. В связи с чем, возникает вопрос о мере ответственности ученых за свои изобретения, о специфике внедрения и применения данных изобретений.

Действительно, этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований.

Новая дисциплина - этика науки - изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Тот факт, что возникла необходимость в формулировании нравственного кодекса ученого не случаен. Человечество приходит в XXI век с поражающими воображение научными достижениями. Уже с уверенностью можно сказать, что сбылось предположение Н. Вернадского, что научная мысль превратится в планетарное явление.

Однако, вселяющие оптимизм, научно-технические открытия не могут затмить тревогу в отношении падения нравственности, который может привести к поистине разрушительным последствиям. Утрату нравственности можно связать с двумя факторами:

· С постоянно растущей потребительской потребностью человечества, затмевающей духовные начала личности.

· Научно- технический прогресс.

В связи с этим С. Буффле отмечает, что общество сможет гармонично функционировать тогда, когда нравственность станет "путеводной звездой науки".

Над кодексом ученого размышляли и Р. Мертон и Х. Мор и М. Вебер, отмечая важность моральной ответственности ученого за продукт своего труда. Большое внимание этому вопросу в начале XX века уделял великий французский математик А. Пуанкаре. Он считал, что люди, занимающиеся наукой и изучающие её глубоко, должны признать за наукой её способность формировать в сознании человека высшие моральные качества.

В XXI веке проблема соотношения морали и науки становится особенно остро. Существует 2 позиции на этот счет:

· Все, что делает наука, есть благо.

· Наука и мораль противоречат друг другу.

Второй, пессимистического воззрения на соотношение морали и науки придерживалась Гесиод, Аристотель, Шиллер, Руссо. По их мнению, с ростом научных знаний происходит деградация нравственности.

Их мнению противопоставляется позиция Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые верили, что человек становиться лучше, в том числе и благодаря развитию наук. Действительно, история науки знает множество примеров высоконравственного поведения её представителей: Сократ, Р. Бэкон, Дж. Бруно, М. Ломоносов, Л. Пастер, М. Фарадей, Н.И. Вавилов, П. Флоренский и многие другие служили науке не ради славы или награды, а во имя радости открытия.

В то же время существует и немало безнравственных поступков учёных, которые повлекли за собой тягчайшие последствия. Безнравственность учёного может проявляться по-разному: в плагиате, подтасовке результатов ради личной выгоды, в проявлениях научной зависти.

Наука не может существовать независимо от морали, и подтверждением тому служат чудовищные эксперименты немецких биологов и медиков над узниками концлагерей, взрывы атомной бомбы над мирными японскими городами. В связи с этим возникает проблема личной ответственности учёного не только за результат своего исследования, открытия, но и за последствия этого открытия.

Возникает Всемирная хартия научных работников, цель которой, признать и реализовать в конкретных действиях ответственность учёных перед обществом.

На XVIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1974 году были приняты "Рекомендации о статусе научных работников", в которых прописывались важнейшие этические принципы, которыми должны руководствоваться научные работники в любом обществе.

В 70 годах XX века был основан Римский клуб (неправительственное объединение учёных, политиков, бизнесменов), в рамках которого учёные стали определять степень опасности экологического, энергетического, демографического кризиса.

Безусловно, жизнь современного человека не мыслима без науки и её достижений: наука продлевает нашу жизнь, делает её более интересной и комфортной, облегчает труд человека, увеличивает возможность разумного использования природы. В то же время наука не мыслится вне морали, так как в противном случае, если наукой будут заниматься люди аморальные, все несвершения и заболевания могут быть уничтожены одним нажатием красной кнопки вместе со всем человечеством, либо внедрение малоизученных в плане отношения последствий технологий приведет к постепенному вымиранию человеческого рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: