В зависимости от того, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов.
И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование.
Рассмотрим парные категории: Материя и ДУХ. Дух в данном случае понятие больше чем сознание.
Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Отображение - это не только что видим и чувствуем. Отображать можно с помощью различных устройств, медиумов, которые опосредованно дают сигналы на наши органы чувств. Почему возникло такое определение: открыли электрон. А электрон не имеет массы вне движения. В основе мира как элементарная частица ничего не представляет кроме как энергия. То есть получаем, что материя исчезает. Поэтому идет отход от материалистических позиций - не за что браться. То есть это определение Гельвеция, Гольбаха, Ленина хорошее в том плане, что не отождествляет материю с ее физическим типом.
|
|
Происходит переосмысление. Ленин: материю мы связываем с объективной реальностью, что для нас существует и то, что мы можем воспринять. Да это тоже субъективно, но в центре философии - человек, поэтому это определение построено с точки зрения Я и Не я (человек и мир).
Становление материализма и отличались от определения материи. Этапы становления материализма (изменение определения понятия "материя":
1. этап: этап чувственного ее представления (В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь...).
Огонь - все произошло из огня
Все существующее считалось модификацией этих стихий (а не верно ли, в известном отношении, что все существующее ныне на Земле, в том числе и человечество, человек, произошли от огня, если принять, что планета Земля произошла из газово-раскаленной, огненной туманности?).
Но все не на уровне научного познания.
2. этап: вещественно-субстратное представление о материи (молекулы, атомы). Развивалось с Невкипа и Демокрита, потом Эпикур. Все это было скрещен механистическим философами времен эпохи просвящения.
Материя отождествлялась с веществом, в том числе свойством неделимости.
Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIIIстолетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.
3 этап: Философско-гносиологическое представление о материи (то определение что дали): материя это объективная реальность, существующая в ней вне зависимости от познания. Материя определяется через сознание человека, реальность, которая воспринимается нами, сквозь призму психики, сознания. Кризис вещественно субстратного понимания материи.
|
|
Сейчас выделяется представление о материи субстациональное (как о субстанции).
4 этап: Субстанционально аксеологическое представление о материи. Подход был направлен против сведения материи просто к объективной реальности (данности, которая есть и есть). Хотели обосновать ее сущностные свойства. Обратились к концепции Спинозы (неоспинонатизм). Развил понятие субстанции.
В понятие материи имеется СОЗНАНИЕ.
В классической философии лучшее определение сознания (Спиркин):
Сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Материя и Дух.
Сознание- упрощенная форма модели духа.
Дух выступает в разных формах бытия:
· Дух отдельного индивида (субъективный дух);
· Общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа);
· Объективированный дух (совокупность завершенных творений духа; например – в произведениях искусства). Объективирует- значит отчуждает от себя дух в какой-то объект.
Сознание в данном случае - упрощенное понимание духа (было распространено в поздней Марксисткой философии, в ССР. Как дух отдельного индивида (человека) может быть разграничен. Это его внутренний мир, знание, воля, ценности, мотивы и т.д.. Все это индивидуальный субъективный дух.
Если взять дух народа, то это будет дух, существующий объективно (Российская идея например).
Объективированный дух. Роден - мыслитель. Думает, в полном смысле мыслительная деятельность - предпосылка деятельности, деятельность всегда предметно. Если он надумал и нарисовал картину, то он объективировал свой дух. Превратил в некий материальный объект, который несет в себе мысли, его идею. То есть отчуждение от идеи, от духовного состояния. Это произведения искусства, архитектура, философия, психология и т.д.
Природа и Дух - это мировоззренческая пара (бинарная пара). Тем не менее, применяется в философии упрощенная схема: Материя и сознание. Считаются противоположными понятиями и в тоже время взаимосвязанными.
В чем материальное будет противоположно идеальному?
Даже самый простой ответ - идеи неуничтожимы, они бессмертны. Материя всегда конечна, можно быть уничтожена.
- В гносеологических (чувственных и понятийных) образах нет самих материальных предметов, нет ни грамма вещественности от них. В сознании мы оперируем понятиями, которые являются идеальными сущностями. Они существуют идеально.
Например, понятие кошка, даже если все вымрут, понятие все равно останется. Динозавры - нет, но понятие есть. То есть в этом и противоположность вещественности.
Вопрос: связаны ли понятия, с какими-то участками мозга (психологи обещают найти в мозгу сознание). С одной стороны без мозга сознания не существует, с другой стороны как мозг порождает эти понятия. Образы самостоятельны; это - особый мир, субъективная реальность.
· Второй момент как на основе идеального вновь воспроизводится материальное. На основе репродуктивных образов в сознании формируются конструкты, подлежащее опредмечиванию;
Благодаря творческой природе сознания создаются идеальные образы, не имеющие прямых прототипов в материальной действительности (способные, однако, обрести впоследствии материальный статус).
Т.е. сознание формируется идеально.
· М1 – материальный объект.
· ОМ1 – образ материального объекта.
· Т – творчество.
· ОМ2 – образ нового материального объекта.
· М2 – новый, артефактный материальный объект.
|
|
Представим, что существует материальный объект, мы на него посмотрели, у нас в голове сформировался образ (например, красивого замка). Он так понравился, что захотелось нарисовать картину. Мы творим. Чтобы что-то сотворить человеку нужен идеальный план - образ предмета (он еще не существует). В конце концов, получаем новый артефактный (искусственно созданный) материальный объект. Идеальное как модель, проект будущего материального является первичным по отношению к материализованному продукту практической деятельности. В данном случае идеальное первично перед материальным. Получаем опредмечивание - создание объективированной реальности. То есть опредмечивание и объективирование - это одно и тоже.
· И последнее в чем абсолютная противоположность. Аксиологическая - ценностного плана (аксиология - учение о ценностях). Имеется в виду зависимость индивидуального сознания от материального бытия, понимается его реальная конечность, смертность, в этом отношении его враждебность материальному бытию, непримиримость с конечностью конкретно-сущего. Несогласие со смертью, с тем что человек умирает, а мир вечен.
Человек порожден этим миром, но рано или поздно мир поглощает его, как с этим смириться? В этом абсолютная противоположность материи и духа.
НО: на духе лежит проклятье материи, дух сам по себе может быть объективирован только по средствам материи (знаки, вибрации воздуха, и т.д.). Мы материальные существа. В этом абсолютная противоположность материи и духа.
Онтология. Субстанция.
С онтологической точки зрения, материя есть субстанция.
Такое понимание восходит к стихийным материалистам Древней Греции: Субстанция - первооснова всего сущего (кому то вода, для кого-то атомы). Демокрит, как открыл атомы (искал субстанцию - брал камень, делил его, превращается в пыль, дальше превращается и субстанция будет последним, на что можно будет разделить).
В такой трактовке субстанция – это вещественная основа вещей, некий строительный материал многообразных предметов и явлений.
Термин "субстанция" производен от "substantia" "сущность", "то, что лежит в основе". Он обозначает неизменную основу сменяющихся явлений, носитель качеств.
|
|
То есть субстанция связана с каким то субстрактом, с вещественной основной, из чего все состоит. Мы видим некое пересечение с идей. Гарантия существования идеи, которая в смене явлений гарантирует сохранение определенных качеств.
Бенедикт Спиноза: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляет само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться».
Здесь термин «субстанция» оказался родственным латинскому слову substantives «самостоятельный» такое понимание вело к недопустимости представления о духовном (Идеи или Бога) как объяснительном принципе по отношению к субстанции: отсюда представление о материи как единственной субстанции в мире.
Б.Спиноза подчеркивал неразрывную связь основы вещей и их конкретного многообразия в пределах философски понимаемой субстанции.
Субстанция проявляется, существует посредством атрибутов и модусов.
Атрибут представляет собой, то, что составляет или выражает сущность субстанции.
Атрибуты имеют те же важнейшие характеристики, что и сама субстанция.
Они, как и субстанция абсолютны, вечны, бесконечны по своему количеству, необходимы и т.д., ибо они составляют или выражают субстанцию.
От атрибутов (неотъемлемых свойств) субстанции Спиноза отличает ее модусы, т.е. ее случайные, преходящие состояния.
Субстанция самодостаточна.
Субстанция есть причина самой себя.
Спиноза в обучение субстанции внес утверждение, обоснование как ее многообразия. Многообразие осуществляется путем атрибутом и модусов.
Атрибут - определенное существенное, неотъемлемое качество (пример, атрибут пионера - галстук и значок).
Модус - вариация атрибутов (вариативные качества), случайные переходящие состояния.
Атрибутом материи является движение. Означает, что без движения материи быть не может.