double arrow

Материально-производственная сфера жизни общества


Сложный характер развития общества определяется его сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство.

Одной из сфер жизни общества, в которой получает выражение деятельная, общественная сущность человека – материально-производственная. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категориями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера общественной жизни.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.




Материально-производственная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная философия понимает под экономической жизнью общества отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К. Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.



Суть закона была сформулирована следующим образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, некоторые мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

- во-первых, без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

- во-вторых, способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

- в-третьих, способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

- в-четвертых, в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества; в-пятых, материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.



Вопрос о способе производства материальных благ, его роли в обществе, производительных силах и производственных отношениях как его двух главных сторонах детально рассматривался много раз в любом учебнике, написанном в ключе исторического материализма. Мы напомним суть проблемы и попробуем разобраться, насколько современна подобная трактовка.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно.

Если вопрос о роли материального производства в жизни общества стал объектом дискуссий лишь в последние десятилетия, то философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Формы собственности могут быть различными. Она может быть частной, общей (в виде совместной, долевой, коллективной и общенародной), государственной, а также смешанной. Собственность — это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Собственник (субъект собственности) представляет активную сторону отношений собственности. Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат собственнику.

Экономическая сторона собственности определяется формами и отношениями собственности, от которых зависят способы, методы хозяйствования, эффективность использования объектов собственности. Юридическая сторона собственности проявляется в наличии у субъекта собственности прав на конкретный объект, гарантирующих ему возможность владеть, распоряжаться или использовать его по своему усмотрению.

Определяющую роль в отношениях собственности играет собственность на основные факторы производства (земля, труд, капитал) и способы координации хозяйственной деятельности. В соответствии с указанными признаками выделяют следующие типы экономических систем: административно-командная (централизованная) экономика, рыночная, смешанная и традиционная экономика. Административно-командная экономика основана на государственной собственности на факторы производства, хозяйственные связи при этом устанавливаются централизованно плановыми органами, подчиненными правительству страны.

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательской активности. В качестве экономических субъектов рыночной экономики выступают предприятия и домохозяйства. Смешанная экономика сочетает черты централизованно управляемой и рыночной экономики. Фактически любая экономика рыночного типа является смешанной – свободный рынок сочетается в ней с государственным влиянием на рыночные отношения. В условиях традиционной экономики способ использования ограниченных ресурсов определяют обычаи, традиции, свойственные конкретному обществу, народу.

Структура отношений собственности увязывает форму, объекты и субъекты собственности.

Частная собственность характеризуется определенностью собственника – это конкретное лицо. Разновидностью частной собственности является личная, индивидуальная собственность определенного человека. Общая собственность нескольких субъектов может быть совместной, принадлежащей всем собственникам вместе и не делимой между ними, и болевой, разделенной на доли, части. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью. Общенародная собственность принадлежит каждому в отдельности и всему обществу, всему населению. В зависимости от формы собственности выделяют единоличные предприятия, партнерства (или, как их называют – товарищества на паях), акционерные общества, государственные предприятия, совместные предприятия.

Объектом присвоения (что именно присваивается) могут быть предметы личного или коллективного потребления, собственность на природные ресурсы, рабочую силу, средства производства, результаты интеллектуальной деятельности, а также денежные средства, ценные бумаги, драгоценности.

Субъектом присвоения (кто присваивает), собственником выступает отдельный человек или семья, социальная группа, трудовой коллектив, население территории, народ страны, органы управления.

Основными функциями субъекта присвоения являются владение, распоряжение, пользование.

Владение — первичная форма собственности, характеризующая как реальную принадлежность объекта определенному субъекту, так и юридическое право на обладание объектом собственности.

Распоряжение — конкретный способ осуществления отношений между субъектом и объектом собственности. Собственник-распорядитель имеет право поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способом, передавать другому субъекту, даже ликвидировать, если это не противоречит закону.

Пользование (использование) означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Если пользователь не является владельцем или распорядителем объекта собственности, он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, заданными первичными собственниками.

К отношениям собственности относят также ответственность за сохранность и рациональное применение объекта собственности.

Что же является собой собственно материальное производство?

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудится: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала, направляется определенными потребностями и интересами, вырастающими на основе производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.

Однако для осуществления деятельности не достаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребностей, достижения цели.

Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.

Потребности и интересы как личные, так и общественные имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными познавательными, нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства.

Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация и каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быт и настоящего дела.

Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат качество продукта.

Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов, обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и к каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.

Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление, строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличение производительности труда и совершенствования все системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического процесса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.

Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в целях общества.

Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда живой и овеществленный.

Не менее важным элементом структуры производительных сил является производительная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудие труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д. Сложность современного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование.

Наука все больше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философских ценностях его бытия.

Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного человека. Человек не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития общества, а служит, в конечном счете, лишь средством развития его главной ценности человека. Именно в трудовом процессе и осуществляется воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Итак, производительные силы это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

Развитие экономических отношений обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать работников производства, как этого требует содержание и характер труда. Социальная несправедливость в экономической сфере, ограничение индивида в доступе к мировым культурным ценностям, в разумном, научно обоснованном потреблении и быту сужают экономическую основу производства и подрывают производительную силу общества. Не промышленное оборудование само по себе, а экономические отношения (собственность, обмен, распределение и потребление) обусловливают культивирование способностей и потребностей человека, его воспроизводство в качестве производительной силы и высокоразвитого гражданина общества. Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование экономической стороны производственных отношений, а, следовательно, и совершенствование всего общества.

Нарушения в системе хозяйственно-экономического механизма порождают глубокие негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и не устранить, могут приобрести необратимый характер. Развитие общественного производства поставило перед общественной мыслью две проблемы: каковы причины богатства и как избавить общество от нищеты. Первую проблему рассматривает в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» английский экономист А. Смит (1723-1790), в которой развивает трудовую теорию прибавочной стоимости. Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) автор книги «Принципы экономической науки» ставит серьезно вопрос о неизбежности вообще существования так называемых «низших классов», от рождения обреченных на тяжелый труд, чтобы обеспечивать другим людям возможность вести изысканный и культурный образ жизни.

К. Маркс в своем творчестве объединяет эти две проблемы. Он выдвигает категорию общественно-экономической формации, то есть общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Общественное богатство растет за счет эксплуатации рабочих, присвоения прибавочной стоимости. Ликвидировать нищету, по К. Марксу, можно лишь уничтожив капиталистов. Объединив две разные проблемы и дав им одно решение, К. Маркс загнал общество в «тупик»: если источник богатства в эксплуатации, то последняя неустранима и даже ликвидация класса капиталистов не спасет рабочих от эксплуатации. Изменится лишь «хозяин». Опыт «реального социализма» наглядно показал, как можно эксплуатировать рабочих на государственных предприятиях. Не может быть вечно справедливых отношений собственности, как вечно прогрессивных экономических способов стимулирования производства. До определенной поры они соответствуют уровню материального производства и тем самым являются исторически справедливыми, но затем стареют и превращаются в тормоз производства.

А. Маршалл сформулировал закон, согласно которому потребление ниже необходимого уровня приносит обществу не экономию, а потери. Вследствие этого индустриальное общество, если оно желает развивать свои производительные силы, просто обязано обеспечить для всех трудящихся потребление выше необходимого и постоянно поддерживать повышение уровня потребления. Индустриальное общество, отвечая на требования времени, в итоге смогло получить положительные результаты для всего общества в сфере массового производства и потребления.

Альфред Маршалл (1842-1924). Английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики. Объединил классическую экономическую теорию и маржинализм. А. Маршалл считал, что рыночная ценность товара определяется равновесием его предельной полезности и предельных издержек на его производство. Сочинения: "Экономика промышленности" (1879, в соавторстве с Мэри Пэйли), "Принципы экономической науки" (1890-1891), "Элементы экономики промышленности" (1892), "Промышленность и торговля" (1919), "Деньги, кредит и торговля" (1922).

Что касается полного упразднения классов и социальных групп, то оно относится к области социальных утопий. Соответственно, невозможна ликвидация разделения труда. Предоставление каждому индивиду одинаковых возможностей в доступе к достижениям культуры будет способствовать развитию профессиональных способностей в соответствии с наклонностями личности и общественной необходимостью. Человек, будучи субъектом исторического процесса, одновременно – и творец собственных переживаний, научных теорий и духовных ценностей.

Материализм определил научное познание общества, поскольку была найдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строго объективным законам. В материалистическом понимании истории неразрывно связаны идея детерминированности человека объективными условиями бытия и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящих деятелей в различные периоды истории, являются представителями своего времени, своей эпохи, продуктом сформировавших его обстоятельств. Человек также является творцом обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Таким образом, человек является главным действующим субъектом истории, создавая одновременно себя и общество, производя необходимые для жизни материальные блага, воплощая в себе смысл и цель исторического процесса.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается главное значение материально-экономической сферы для общественной жизни?

2. Охарактеризуйте роль человека в системе современного материального производства.

3. Раскройте роль духовного фактора в системе материального производства.







Сейчас читают про: