double arrow

Онтология. Основные категории онтологии

Онтология. Бытие. Фундаментальный раздел философии

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.

[Что такое категория – обобщение понятий (столы – мебель – предмет интерьера – предмет сделанный человеком- материальный объект - БЫТИЕ). Бытие предельно абстрактная категория, шире понятия не существует. Выделяется по признаку существования, тут только этот признак, больше нет – предельная абстракция.]

Если есть Бытие, следовательно, есть и Небытие. Все конкретные предметы, окружающее человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя тем самым в "небытие".

Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием.

Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным. Парменид (жил после Пифагора, но до Сократа) – Бытие заполняет как вода в кувшине весь мир, поэтому Небытия быть не может. Отождествлял с формой. Если все Бытие, то движения не существует – мы просто думаем, что мы движемся. Зенон доказывал апориями – непреодолимые противоречия: Ахилл никогда не догонит черепах, Ахилл пройдет одно расстояние, черепаха другое; летящая стрела и т.д. Разум нам говорит, что стрела не движется.

Понятие "бытие" сходно, однопорядково с такими понятиями как "действительность", "реальность", "существование" и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения и т.п.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме оной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

По способу существования бытие разделяется на два мира или две реальности:

· мир физических состояний, или материальный,объективный, природный мир;

· мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (Кант: "мир свободы".

«Внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материального мира. Мы наталкиваемся на него, как на камень или на стену. Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера были для человечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган или землетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни: упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и, с другой стороны, добросовестность, благожелательность, ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага» С.Л. Франк (русский экзистенционалист начала 20 в)

Речь идет о том, что та реальность, сотворяемая разумом более опасная, чем самые страшные катастрофы природы.

Также Бытие можно разделять другим способом: подразделяется на:

  • мир созданный природой
  • мир материальной культуры (созданные человеком).

Мир материальной культуры принадлежит к объективному физическому миру, но с другой стороны все продукты, созданные человеком, опосредованы человеческим духом (они артефакты). То есть речь о бытие второй природы, отличается от способа Бытия природы. Мир культуры. Это тоже бытие, оно создается человеком и оно необходимое производная его деятельности. Культура - это способ существования человека. Человек не может не воспроизводить культуру. Даже первобытный человек - копья, камни обработанные, рисунки - все это уже элементы культуры.

Мы знаем ЗАКОН обратного отношения содержания и объема понятия:

Чем больше объем понятия ( а Бытие самое большое, объемное понятие, включает класс всех существующих предметов ), тем меньше его содержание ( нет маркеров, которые отличают один класс объектов от других, все это просто существует ).

Следовательно, конкретизировать Бытие можно в контексте (их применения) других категорий философии: время, материя, сознание, пространство, причинность, системность и т.д. Мы приходим к определению ОНТОЛОГИИ (основы философского знания): Учение о Бытие. (Важная часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию)

В зависимости от того, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философские учения разделяются на:

  • Материализм (в основе материя)
  • Идеализм (в основе дух)

Говорить что кто-то прав - не верно. Философия пытается отразить это всеобщее, окружающее человека. Отразить бесконечное (внутренний мир человека или мир природы) и построить универсальную концепцию - это абсурдно (попытки были: Маркс (ответы на все вопросы по социальному устройству), Конт: социальная наука главная, позитивная философия, Гегель - считает, что полностью открыл философию и после него делать нечего). Не может быть универсального, идет в противоречие с понятием бесконечности.

Оба этих течения в одинаковой степени представлены крупными фигурами, которые оказали влияние на течение человеческой мысли (давали области знаний и меняло человечество).

Идеализм может быть:

  • Объективный идеализм (существующий вне и независящий от сознания: от моих субъективных желаний мало что меняется).
  • Субъективный - то, что зависит от нас.

Субъект - это источник активности. Объект - то, на что направлена активность.

Объективно - независимая от нас, субъективная - то, что связано с деятельным началом.

Например, Идея Бога - хотим или не хотим, он существует.

Идея числа (первый идеалист - Пифагор - все вещи - суть числа) - геометрические фигуры есть, они все идеальны, в них материального нет.

Объективный идеализм - тот идеализм, который признает в качестве первопричины независимые идеальные сущности (идеи: бог, абсолют, числа). Платон (идеи) - вещи существуют постольку, поскольку существуют идеи. Например, можно что-то уничтожить, но если существует идея, например, в виде чертежей, то можно все восстановить.

Субъективный идеализм - может быть представлен в разных формах. Предполагается, что статус реальности определяет не объективный мир, а внутренние ощущения, психическая реальность. Крайняя точка - вся наша реальность не более чем сон, который снится человеку. (Бертли - весь мир плод моих ощущений, я ощущаю вишню - значит она есть. Вне моих ощущений ее нет. "Матрица"). Кант тоже стоял на этом - сомневался, что то, что получаем от органов чувств может вообще отражать реально действительность (остаются вещи в себе).

Субъективный Идеализм рождается вместе с софистами (применяют логические уловки, социально психологического характера, процедурного характера). Они поставили вопрос: как мы все определяем (Протагор - как мы определим белое, существует ли белый - в каждом есть вкрапления серого, а серый, есть часть черного, значит белый есть черный. Человек есть мера всех вещей).

Сократ перенес акцент в изучении в философии на изучение человека (а это субъективное существо). Появились зачатки субъективной антропологической традиции в философии.

Современная философия сменила предмет - философия постмодерна, философия когниционного общества. В таком контексте говорить сложно в дихотомии: материализм, идеализм. Рассматриваются больше конкретные ситуации. Попытки сохранить идентичность и ее измерение.

Материализм

В своей классификации имеет скорее не сущностные различия, а исторические. Материализм рождается, как первая попытка отразить объективное представление о природе (натур философия). Первые философы связывали возникновение всего существо с некой материей - веществом. Фалес - воду, Гераклит - огонь, Анаскимен - воздух. Скажем так стихийный материализм.

Можно выделить атомистический материализм -сводилось не к конкретной сущности, а к атомам.

Механистический - материя воспринималась как огромный большой механизм (17 век, до 20 века господствовало). Вселенная - огромный механизм, который связан причинно-следственными связями и подчинен принципу детерминизма (Лапласа). Механика на тот момент была наиболее развитой наукой (механика Ньютона).

Гоббс, Локк, Гольбах - ведущие философы стихийного материализма, также социолог (Англия была активной страной, первая страна, где ограничилась власть монарха, много было целено построению управлению)

Диалектический материализм (диалектика - от слова диалог, искусство разговора) - раньше философы собирались на симпозиумы и общались, рассуждают (что еще делать, если остальное делали рабы). Но в современном значении диалектика рассматривается как учение, рассматривающее весь мир в развитии и взаимной связи его элементов. Главное что диалектика предполагает, что мир не является каким-то механизмом, а постоянно меняется, существуют законы изменения (переход количество в качество, единство и борьбы противоположностей, взаимного проникновения. Гегель открыл эти законы, основатель диалектики, объективно идеалистической диалектики. Маркс сделал материализм диалектическим (перевел на землю, как он сам говорил). Общество также понимается как материя, которая меняется согласно законам (которые выявил Маркс). Итого ведущие ученые: Маркс, Энгельс, советские философы

Дуализм

Также имеет место и дуализм, равноправно признающий как материю, так и сознание (Декарт).

Рассмотрим парные категории: Материя и ДУХ. Дух в данном случае понятие больше чем сознание.

Материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отображение - это не только что видим и чувствуем. Отображать можно с помощью различных устройств, медиумов, которые опосредованно дают сигналы на наши органы чувств. Почему возникло такое определение: открыли электрон. А электрон не имеет массы вне движения. В основе мира как элементарная частица ничего не представляет кроме как эфемерная энергия. То есть получаем, что материя исчезает. А раньше материя отождествлялась с массой, с вещественностью. Поэтому идет отход от физики, от материалистических позиций - не за что браться.

Происходит переосмысление. Ленин “Империализм и империокритицизм”: если мы материю мы связываем с массой, мы ее потеряем. Но материю мы здесь связываем с объективной реальностью: что для нас существует и то, что мы можем воспринять – это и есть материя. Да это тоже субъективно, но в центре философии - человек, поэтому это определение построено с точки зрения Я и Не я (человек и мир). То есть это определение Гельвеция, Гольбаха, Ленина хорошее в том плане, что не отождествляет материю с ее физическим типом.

Становление материализма и отличались от определения материи.

Этапы становления материализма (изменение определения понятия "материя":

1. этап: этап чувственного ее представления (В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь). В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.

Все существующее считалось модификацией этих стихий (а не верно ли, в известном отношении, что все существующее ныне на Земле, в том числе и человечество, человек, произошли от огня, если принять, что планета Земля произошла из газово-раскаленной, огненной туманности?).

Но все не на уровне научного познания.

2. этап: вещественно-субстрактное представление о материи (молекулы, атомы). Развивалось с Невкипа и Демокрита, потом Эпикур. Все это было скрещен механистическим философами времен эпохи просвящения.

Материя отождествлялась с веществом, в том числе свойством неделимости.

Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

3 этап: Философско-гносиологическое представление о материи (то определение что дали): материя это объективная реальность, существующая в ней вне зависимости от познания. Материя определяется через сознание человека, реальность, которая воспринимается нами, сквозь призму психики, сознания. Кризис вещественно субстратного понимания материи.

Сейчас выделяется представление о материи субстациональное (как о субстанции).

4 этап: Субстанциально- аксеологическое представление о материи. Подход был направлен против сведения материи просто к объективной реальности (данности, которая есть и есть). Хотели обосновать ее сущностные свойства. Обратились к концепции Спинозы (неоспинозизм), который развил понятие субстанции. В понятие материи имеется СОЗНАНИЕ. В классической философии лучшее определение сознания (Спиркин):

Сущность сознания заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятно, что сугубо человеческое определение. Мы не можем определить, что такое Бог. В средние века пытались определить: Бог - это существо, обладающее полным набором всех качеств. Раз так, то Бог обладает качеством существования, значит существует. Но логическая ошибка: существование факторное слово (существование - быть более чем в одном экземпляре).

Онтология. Другие категории.

· Материя и дух.

· Движение и развитие.

· Пространство и время

· Свобода.

· Причина и следствие

· Закон

· Сущность и явление

· Необходимость и случайность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: