Детерминизм. Понимание свободы

Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Принцип субстанциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в основе его единства.

Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения.

Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.

Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления:

1. Философский детерминизм

2. Философский индетерменизм.

Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации.

Последний вариант индетерминизма характерен для философии. Д. Юма и И. Канта.

Юм и Кант субъективистки настроенные философы. Категории существуют в познании (нам надо упорядочить мир), но действительности это не присуще. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.

Детерминировать - определить, жестко определять, фиксировать признаки, находя причинно-следственную связь.

Детерминация. В философском смысле мы понимаем под детерминацией уже не определение, а обуславливание одних явлений и процессов другими явлениями, процессами и состояниями, в результате которого первые определяют определенные признаки, которые отличают от других предметов и состояний.

Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

В основе такого представления о мире лежит универсальная связь всех явлений. Это было удобно (18 век расцвет). Лаплас: так как весь мир определен, то если посадить такого демона который видел бы все явления, то он бы мог просчитать весь мир. Мыслительный эксперимент - больше плод фантазии в рамках детерминистических идей.

В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорной на ряд философских категорий:

  • «причина» и «следствие»,
  • «закон» и «закономерность»,
  • «сущность» и явление»,
  • «необходимость» и «случайность»,
  • «свобода», «возможность», «действительность».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Онтология. Причина и следствие. Детерминизм.

Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия.

В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

Причина - некое событие, которое послужило инициатором другого события.

Следствие - инициированное событие

Отношение причинения - образование причинно-следственной связи. Связь между явлениями, которая называется причиной, порождает явления, которые могут быть следствиями.

Онтология. Закон. Детерминизм.

Закон - устойчивая, повторяющая связь между явлениями. Связь существенная, имеет характер детерминации. Отношение сущностей.

Характерный признак закона - повторяемость - должен работать везде.

Закономерность - связь, не обладающая принципами всеобщности.

Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей для явлений и предметов определенного рода.

Характерный признак законаповторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении.

Законы диалектики:

  • Диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей).
  • Переход количественных отношений в качественные.
  • Диалектического синтеза (отрицания отрицания)..

Закон Диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей). Источник развития в отношении между противоположностями. Отношение между противоположностями называется противоречия. Генетика - наследственность и изменчивость. Когда баланс существует, тогда качество представляет нечто целое. Если дисбаланс то идет развитие: регрессивное, прогрессивное.

Связан с законом Переход количественных изменений в качественные. То есть отвечает на вопрос КАК происходит развитие?

Качество - это неотъемлемое свойство, составляющее сущность предмета. Изменяется качество, изменяется предмет. Качество изменяется накоплением. Происходит скачок - переход от одного качества к другому. Когда данное уже явление не является тем, чем оно было, но еще не является тем, чем оно станет. Это высшая точка столкновения противоположностей, противоречие, которое может быть преодолено.

Закон диалектического синтеза: "Отрицание отрицания". Применение законов не происходит линейно. Развитие скорей всего происходит по спирали. Если одно качество изначально отрицает другое, то следующее за ним качество отрицает предыдущее, но берет часть от предшествующего и от пред предыдущим. То есть: тезис, антитезис, синтез (взяли часть от тезиса, часть от антитезиса). Пример со злаком: семечка прорастает, меняет свое качество (фактически уничтожается зерно), вырастает растение, образуется колос, на нем зерно - уничтожение зерна с целью создания нового качества.

Онтология. Сущности и явления. Детерминизм

Сущность - это основа самой вещи. Совокупность тех качеств, которые делают вещь тем, чем она является. Если убрать эти качества, то она перестанет быть таковой.

Явление - отражение сущности в сознании человека.

Онтология. Необходимость и случайность. Детерминизм

Необходимость, случайность, возможность - модальные понятия.

Например, студенты учатся на факультете психологии. Случайно он учится на факультете психологии". Но нет ответа: случайно учится или необходимо учится. Усиление понятия, где описываем ситуацию, называется модальность. Модальные понятия дают более конкретное описание ситуации.

Философский детерминизм имплицитно предполагает существование объективной необходимости. Импликация - условное суждение (подразумевает наличие связи, следственно).

А необходимость это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, что должно происходить так, а не иначе.

Пример – развитие организма человека, прохождение человеком нескольких последовательных стадий.

Необходимость - это то, чего нельзя обойти, что «не-обойти» («не-обходить»). Ребенка если не воспитывать, то он необходимо станет не человеком.

Случайность - это то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, то, что вытекает не из главных связей, а из побочных. Шел человек задумался, упал и руку сломал (может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и не произойти).

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.
Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.
Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, общественный прогресс, подчиняясь необходимым законам, осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут приводить и к попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII - начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость.
Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. В гражданской истории изучение того или иного исторического периода базируется на знании общих законов зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но на ход истории в равной степени оказывают влияние физиологические и личностные особенности исторических деятелей, климатическое условия, географическая среда и т.д. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных изменений, которые происходили в развитии человеческого общества.

Момент диалектики необходимости и случайности: в ходе эволюции случайности могут занимать место необходимости. Например, случайное отклонение развитии особи является необходимым для развития ее потомства. То есть эволюция видов в органической природе осуществляется на базе случайных изменений. Происходящих в генетических структурах отдельных организмов. Эти изменения являются случайными, поскольку детерминируются теми внешними условиями, которые относительно безразличны для организма. В ходе естественного отбора полезные для жизнедеятельности организма изменения закрепляются и со временем становятся его видовыми признаками. Тем самым из случайных они превращаются в необходимые.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Онтология. Понятие свободы. Детерминизм

Это возможность, действительность.

Свобода - наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации для обеспечения исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствие свободы.

Свобода - не случайность, но связано с понятием необходимость. В каком-то смысле должно противопоставляться понятию необходимости (что за свобода, если она необходима).

Этическое понимание свободы.

• В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека.

• Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки.

• Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта.

Абсолютная свобода - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц обстоятельств.

Абсолютная свобода - это фактическое противоречие.

Считалось, что люди жили в естественном состоянии, пока не заключили социальный договор. Абсолютная свобода одного пересекается с абсолютной свободой другого. В итоге абсолютная свобода - утопия (война всех против всех).

Свобода связана с Европейской демократией - «Декларации прав человека и гражданина» (1989, Франция). Свобода трактуется - делать все, что не наносит вреда другому. То есть ограничение накладывается возможностью других => необходимо Закон. То, что нужно для соблюдения прав всех граждан. Юридическое понимание свободы: В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка.

Материалистическое понимание: Свобода это познанная необходимость.

В П.Гольбах: во всех своих поступках человек подчиняется необходимости, его свобода воли есть химера (несуществующее животное).

Исходя из логики механистического детерминизма, то свобода необходима, раз все события имеют жесткую причинно -следственную связь, то место свободе не остается.

Самое крайнее понимание свободы (волюнтаристская трактовка): возможность поступать так, как хочется. Свобода воли, воля всегда свободна. Делаю все что захочу, все, что подсказывает моя воля. Екатерина Великая - Свобода это то когда никто не может меня заставить делать то, что я не хочу."

В детерминистской философии свобода понимается как познанная необходимость: способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Антонимом термина "свобода" в таком случае выступает "принуждение", т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира.

В объективном мире реализации каждого события предшествует возникновение целого спектра возможностей. Познавая законы природы и общества, человек становится способным выделять и различные возможности; он может сознательно влиять и на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает.

Спиноза: "Я называю свободной такую вещь, которая действует исходя из своей природы...".

Проблема свободы воли тесным образом связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.

Э кзистенциальная философия: Свобода - это ответственность

Действия человека не могут быть оправданы обществом, религией. Свобода - акт выбора. Он должен делать его самостоятельно и нести этот груз ответственности (Сезисоф труд). Почему экзистенционализм - от слова СУЩЕСТВОВАТЬ. До этого считалось, что существование определяет, будет ли он человеком, будет ли обретать свою сущность. В любой ситуации человек может сказать НЕТ. Он должен выбирать, даже когда не хочет выбирать (отказом от выбора, он также делает выбор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: