Основная идея – осевое время.
Карл Ясперс делает акцент на единое происхождение человечества и единый путь развития. Традиционная христианская концепция истории. Осью мировой истории объявлял явление Сына Божьего- Христа. Рисуя схему мировой истории, говорит, что есть единый вектор. Ясперс же справедливо полагает, что в явление Христа верят только христиане, только для них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусульманский, синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от мирового исторического процесса. Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть толькофилософская вера.
Выделяет четыре периода:
· прометеевская эпоха,
· эпоха великих культур древности (Египетская, Шумерская, Китайская культура),
· эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
· эпоха развития техники
Понятиеисторической ситуации является ключевым в философии истории Ясперса. Содержание исторической ситуации Ясперс связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры.
|
|
«Ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до н.э., к духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. («Смысл и значение истории», 1949).»
Все что имеем, культурно образующие доминанты восходит к этому времени: между 800 и 200 годами до н.э. Происходит резкий поворот в истории, когда появляется человек характерный человеку нашего времени.
В период осевого времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные с деятельностью ряда великих мыслителей.
- В Китае жили тогда Конфуция и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии;
- В Индии созданы Упанишады, жил Будда;
· Это развернутые комментарии к ведам. На основе панишадов сформирована индийская модель идентичности: касты, перерождение душ и т.д.
- В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом;
- В Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия. Был написан Ветхий Завет;
- В Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.
· Возникновение театра, трагиков, комедии, медицины, истории, основные принципы архитектуры и т.д.
|
|
Это время Ясперс назвал «осевой эпохой» мировой истории. Это время и есть время рождения философской веры.
Ясперс указывает, что «основная эпоха» — время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно, на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой «осевой эпохи» — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу «доосевых культур». Человек, как бы впервые, пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок философского мышления.
То есть достаточно интересная теория, которая все обобщает – были моменты, когда определялись моменты развития человеческой истории.
Мы считаем, что все так сложилось.