Единая история культуры Ясперса

Основная идея – осевое время.

Карл Ясперс делает акцент на единое происхождение человечества и единый путь развития. Традиционная христианская концепция истории. Осью мировой истории объявлял явление Сына Божьего- Христа. Рисуя схему мировой истории, говорит, что есть единый вектор. Ясперс же справедливо полагает, что в явление Христа верят только христиане, только для них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусульманский, синтоистский и т. д. остается как бы в сто­роне от мирового исторического процесса. Но все же, по Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть толькофилософ­ская вера.

Выделяет четыре периода:

· прометеевская эпоха,

· эпоха великих культур древности (Египетская, Шумерская, Китайская культура),

· эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)

· эпоха развития техники

Понятиеисторической ситуации является ключевым в филосо­фии истории Ясперса. Содержание исторической ситуации Ясперс связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Каждая истори­ческая эпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу, возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникно­вения и развития родственных по своему духу процессов. Такое совпа­дение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900 годами до новой эры.

«Ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до н.э., к духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. («Смысл и значение истории», 1949).»

Все что имеем, культурно образующие доминанты восходит к этому времени: между 800 и 200 годами до н.э. Происходит резкий поворот в истории, когда появляется человек характерный человеку нашего времени.

В период осевого времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные с деятельностью ряда великих мыслителей.

  • В Китае жили тогда Конфуция и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии;
  • В Индии созданы Упанишады, жил Будда;

· Это развернутые комментарии к ведам. На основе панишадов сформирована индийская модель идентичности: касты, перерождение душ и т.д.

  • В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом;
  • В Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия. Был написан Ветхий Завет;
  • В Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

· Возникновение театра, трагиков, комедии, медицины, истории, основные принципы архитектуры и т.д.

Это время Ясперс назвал «осевой эпохой» мировой истории. Это время и есть время рождения философской веры.

Ясперс указывает, что «основная эпоха» — время рождения ми­ровых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Поч­ти одновременно, на Земле, независимо друг от друга, образовалось не­сколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сбли­жало их и, следовательно, являлось главной характеристикой «осевой эпохи» — это прорыв мифологического миросозерцания, составляюще­го духовную основу «доосевых культур». Человек, как бы впервые, про­будился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непо­средственному эмпирическому опыту, а также рационализация отно­шения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок философского мышления.

То есть достаточно интересная теория, которая все обобщает – были моменты, когда определялись моменты развития человеческой истории.

Мы считаем, что все так сложилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: