Исторические сложившиеся методы научного познания, характерные для классической науки, как уже отмечалось, были ориентированы на объективное изучение вещей, явлений и процессов природы. Подобная «объективизация» естественнонаучного феномена обусловила в свое время динамику развития экспериментального естествознания, прогресс научного познания. Однако в неклассической и особенно в постнеклассической науке эти ориентиры меняются. Во-многом это связано с усилением воздействия человека на свое природное окружение, что приводит к все большему проникновению в мировоззренческую позицию ученых, а затем и в научные парадигмы новых для науки аксиологических[3] подходов.
Суть аксиологизации науки состоит в фиксировании внимания, как на объективности процесса естественнонаучного познания, так и на необходимости учета ценностного, во-многом субъективного подхода к содержанию научного знания. Речь идет о динамике взаимосвязи объективных и субъективных факторов естественнонаучного познания.
|
|
Целесообразность ценностной ориентации становится в XXI веке насущной проблемой не отдельных областей знания или конкретных ученых, а всей системы наук – естествознания, обществознания и технознания. Повышение уровня аксиологичности науки, т.е. расширение в ней ценностного содержания, подразумевает несколько моментов.
Во-первых, внутренняя логика развития науки порождает такое разнообразие направлений познавательного процесса, что вполне обоснованно ставить вопрос о реальности их осуществления, т.е. возникает проблема выбора приоритетных областей развития науки.
Во-вторых, резко выросшие масштабы социальных последствий реализации научных открытий требуют прогнозирования не только ближайших, но и отдаленных результатов научных исследований. Это обстоятельство повышает гуманистическую направленность и содержание научной деятельности.
Наконец, в-третьих, естествознание все более ориентируется не только на выявление сугубо природных закономерностей, но и на изучение феномена человека. В связи с этим выявление и удовлетворение разнообразных человеческих потребностей является одним из важнейших ориентиров развития естествознания и науки вообще.
Очевидно, что любой научный процесс при автономном его рассмотрении не имеет, по существу, ценностного содержания (скажем изучение химических процессов, протекающих в лабораторных условиях, в целом аксиологически нейтрально). Однако масштабная реализация технологических способов в социокультурных условиях может привести как к положительным (повышение производительности сельскохозяйственных культур, создание конструктивных синтетических материалов и т.п.), так и к отрицательным последствиям (химические виды вооружений, загрязнение окружающей среды и т.п.).
|
|
Аксиологизация науки не только корректирует динамику естественнонаучного процесса, но и значительно расширяет ее возможности. В познавательном процессе соединяются как «внутренние» факторы, обусловленные логикой развития науки, так и «внешние» (социокультурные условия функционирования научного знания).
Все выше сказанное привело к изменению мировоззренческих установок, в частности, оценок современного научно-технического развития. В крайних своих формах это вылилось в борьбу двух концепций – сциентизма[4] и антисциентизма.
Сциентизм представляет науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, считая научные знания необходимым и достаточным условием прогрессивного развития общества и ориентации человека в мире. Причем идеалом сциентизма выступает не всякое научное знание (философия, эстетика – тоже науки), а прежде всего, результаты и методы естествознания. Как вполне сформировавшаяся концепция сциентизм появляется в начале XX в., когда развитие классической, а позже и неклассической наук превращаются в важнейший фактор общественной жизни.
Противоположная позиция – антисциентизм. Он подчеркивает ограниченные возможности науки, а в своих крайних проявлениях понимает ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.
Если сциентизм видит в науке ядро всех сфер человеческой деятельности, стремясь к «онаучиванию» человека, превращению его в узкого специалиста и в целом полагает, что только благодаря науке жизнь может стать богаче и счастливее, то антисциентизм считает это совершенно ошибочным. Его представители заявляют об ограниченности идеи гносеологической исключительности науки. «Изменилась ли жизнь людей от того, что они узнали о существовании специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна? Изменился ли моральный облик человечества от того, что не Солнце, оказывается, вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля – вокруг Солнца?» – задают они риторические вопросы.
Антисциентизм считает, что наука, пытаясь «онаучить» (формализовать, математизировать и т. д.) все сферы освоения мира, сознательно либо ненамеренно не учитывает проблемы, связанные с негативными последствиями научно-технической революции, делает человека бездуховным, «винтиком» детерминированной, механистически устроенной Вселенной. Понятие «научное знание», с позиции его сторонников, не тождественно понятию «полное, истинное знание».
Однако истинная наука не требует доказательств своей полезности или правомерности существования. Поэтому не вполне обоснованно отрицать или защищать их, ибо странным представляется защищать пользу полезного. Плоды истинной науки не требуют никакого оправдания для доказательства их полезности человечеству. Ученые, следующие своему призванию, выполняют перед обществом свои обязанности в сфере труда и творчества, производя нужное людям знание и уже тем самым доказывая свое призвание и ценность для жизни и культуры.