Общие закономерности развития науки

Всякое явление, возникнув, начинает существовать не только под воздействием законов породившей его основы, но и подчиняться своим внутренним законам. Это относится и к науке, которая подчиняется в своем развитии законам, имеющим исторический, социокультурный и цивилизационный характер. В закономерно­стях развития науки, как и в любых законах, отражаются ее существенные, повторяющиеся, устойчивые и об­щие черты.

Рассмотрим некоторые из закономерностей науки, которые представляются наиболее значимыми для ее развития.

Преемственность и новаторство в развитии идей и принципов, теорий, понятий, методов, приемов. Пре­емственность выражается в неразрывности человеческого осознания действительности, в движении научного познания как внутренне единого, целенаправленного процесса. Более высокая ступень развивающейся науки возникает всегда только на основе предшествующей ступени. При этом удерживается, сохраняется все ценное для самой науки из того, что было прежде создано, изобретено, открыто.

Ускоренное развитие науки

Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшест­вующего поколения. Позднее он же, конкретизируя данное положение, подчеркнул, что со времени своего возникновения (т. е. с XVI—XVII вв.) развитие наук усиливалось пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. На рассматриваемую закономерность развития науки обратил впоследствии внимание и В. И. Вернад­ский, подчеркивавший, что ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, которая закономерно меняется во времени.

Экспоненциальное развитие науки (т.е. постоянное ускорение его темпов) есть одна из общих ее закономерностей, которая проявляется в увеличении общего числа научных ра­ботников, учреждений и организаций, количественном и качественном росте выполняемых научных работ и решаемых про­блем, публикаций, материальных затрат на науку или и доходов от нее и т. п.

Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении уче­ных последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По раз­ным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 5–7 лет, а иногда и в меньшие сроки.

Ускорению темпов развития науки способствовало и развитие средств сообщения, облегчавшее обмен идеями. В свою очередь ускорение развития науки обусловливает ускорение развития производительных сил и средств обмена информацией. Именно из закона ускоренного развития науки, как его следствие, вытекает все увеличивающееся влияние науки на раз­витие общества, на все стороны жизни людей.

Одним из критериев ускорения темпов развития науки является сокращение сроков перехода от научного открытия к его практическому применению. Если в про­шлом эти сроки измерялись десятками и даже сотнями лет, то теперь они исчисляются несколькими годами и даже месяцами.

Единство эволюции и революций в развитии науки. Эта закономерность отра­жена в работе Т. Куна «Структура научных революций» (1962 г.), в которой впервые введено в философию науки понятие научного сообщества как конкретно-исторического субъекта развития науки. Развитие науки – не только развитие знаний, но и развитие этого субъекта научной деятельности.

Наука рождается как в эволюции знания, так и в революциях, т.е. в качественных скачках в его разви­тии. Происходит это в борьбе с суевериями, предрассудками, мифами, невежеством и устаревающими традициями, как в обществе, так и в самой науке.

Единство интенсивной и экстенсивной тенденций – закономерность современного развития науки, тесно связанная с предыдущей. Экстенсивное развитие существует на основе интенсивного, продолжает его, развертывается, опираясь на формирование новых научных гипотез, теорий, принципов. Оно состоит в определении области их возможного приложения, использования, ограничений, связанных с нали­чием границ предмета, отраженного в теориях. Более широкое применение научных принципов дает пред­ставление об их природе, степени общности, то есть определяет «качество», место в структуре теоретических представлений.

Однако экстенсивное развитие рано или поздно обнаруживает ограниченность данного «цикла» научной мысли, подготавливает потребность нового скачка в развитии научного знания. Тем самым экстенсивное развитие в свою очередь подготавливает интенсивное, является его предпосылкой, из которой возникает возможность нового цикла интенсивного развития знания.

Однако, как экстенсивное, так и интенсивное развитие научного зна­ния в «чистом» виде не существуют. Они, как тенденции, меняются местами в процессе научного познания. Исчерпание возможностей экстенсивного развития означает лишь то, что на смену ему в качестве ведущей идет тенденция интенсивного развития. При этом изменением ведущей тенденции экстенсивное развитие не прекращается, оно продолжает сосуществовать с интенсивным.

Рассматриваемая закономерность находит отражение в понятиях малой науки и большой науки. Понятие малой науки выражает характеристики традиционной науки, как она существовала и развивалась с XVII по первую половину ХХ в. В понятии большой науки отражается новый уровень историче­ского развития науки, начавшийся в третьей четверти XX в., ее становление в виде особого вида индустриальной деятельности под эгидой государства. «Малая наука» перерастает в «большую», проблемы которой требуют новой научной политики, пла­нирования, стратегии, ставятся новые цели, формулируются задачи. Иначе говоря, перерастание науки в стадию «большой» характеризует возникновение новых связей науки и политики.

Относительно будущего науки существуют различные взгляды. Чисто экстенсивный подход к росту научных знаний тождествен утверждению, что этот рост будет продолжаться в геометрической прогрессии. Ускоряющееся развитие науки откроет принципиально новые явления природы, общества, мыш­ления. Однако, согласно одному из самых известных науковедов – Д. Прайсу, закон ускоряющегося развития науки в ближайшем будущем прекратит свое действие. Прайс ставит границу ускоряющемуся коли­чественному росту научного знания, полагая, что наступит момент насыщения цивилизации наукой. Но тогда следует предположить, что развитие знаний не беспредельно, что придет конец научному познанию, либо наука в своем развитии стабилизируется.

Дифференциация и интеграция наук – закономерность, в которой выражена тенденция разделения и взаимодействия научных дисциплин. Процесс дифференциации состоит в том, что прежде единые традиционные науки, такие, например, как география, биология, физика, химия и т.д., превратились в совокупность научных дисциплин. Однако наряду с возникновением новых дисциплин идет процесс взаимодействия, пересечения, перекрещивания наук, т.е. их интеграции. Так, для современной науки характерно проникновение математики в разные дисциплины, а также возникновение новых соотношений в научных дисциплинах – появление общей и частных социологий, общей и отраслевых статистик, физической химии и химической физики и др.

Современная научно-техническая революция принципиально изменила характер интеграционных про­цессов в науке вследствие качественного преобразования во взаимодействиях и взаимоотношениях науки, техники и производства. Появились дисциплины, выделившиеся с помощью термина «инженерный», – инже­нерная геология, инженерная психология, инженерная экология и др. Для них характерны особые (инженер­ные) подходы к объектам, которые не изучаются в классических науках. В системе наук также особо выделя­ются методические дисциплины, т.е. науки о методах, используемых в различных дисциплинах.

Появление методических и инженерных дисциплин выявило, что эти две группы наук существенно отличаются от тради­ционных наук. Их сходство состоит в установке на разработку предложений, а их различие – в том, что инженерные науки разрабатывают предписание для практической деятельности, а методические – обслуживают саму науку. Так, инженерные науки включены в систему кооперации с практикой, а методические – с фундаментальными науками. Но и инженер­ные науки связаны и с фундаментальными, например, инженерная геология связана с геологией, поля их дея­тельности частично пересекаются.

Современную науку характеризует системная сложность. Она включает в себя около 15 тысяч различ­ных научных дисциплин, тогда как во времена Аристотеля их было около 20, при этом научное знание было синкретичным, не­разделенным.

Рост научного знания постоянно сопровождается непрерывной его дифференциацией, в связи с чем встает проблема, какие научные направления поддерживать в первую очередь. Современная научная политика должна основываться на выборе приоритетных направлений, с учетом того какое из них может перерасти в новую научную дисциплину.

Вместе с дифференциацией идет процесс интеграции научных знаний, возникают мегадисциплины, включающие ряд наук, множество специальностей. Науки настолько проникли друг в друга, что актуальной стала проблема единой науки. Интегративные процессы становятся ведущими, проявляясь в формах:

1) организации исследований на стыке смежных наук, где наиболее перспективные проблемы;

2) разработки методов, общих для многих наук – спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент;

3) поиска объединительных теорий и принципов – глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии;

4) разработки теорий, выполняю­щих общеметодологические функции – общая теория систем, кибернетика, синергетика; 5) разработки про­блем, становящихся все больше комплексными, требующих создания межотраслевых научно-технических комплексов, междисциплинарных исследовательских групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: