Основные идеи, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, были восприняты в XVII веке Ф. Бэконом и Р. Декартом. Они во многом подготовили переворот в естествознании, осуществленный Г. Галилеем и И. Ньютоном, которые и завершили строительство здания классической науки, основой которой стала теоретическая механика.
Френсис Бэкон (1561-1626) дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки и разработал основные принципы индукции как единственно научного метода исследования. Его афоризм «Знание – сила» в течение почти четырех веков является символом науки.
Конечная цель науки – изобретения и открытия, цель же изобретений и открытий – человеческая польза, т.е. удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой. Но наука в том виде, какой она была в то время, не способна, по Бэкону, решать эти задачи, поэтому необходимо перестроить все ее здание. Для этого следует проделать два рода работ: критическую, направленную на выявление причин человеческих заблуждений и рекомендаций по их преодолению, и позитивную, состоящую в выработке подлинно научного метода.
|
|
Главным препятствием на пути познания Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами (или призраками), различая четыре их вида: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Важное место в системе Бэкона занимает также критика схоластического способа мышления, коренной порок которого он усматривал в его умозрительности и на выведении частных следствий из не имеющих опытного подтверждения общих положений. Научное же исследование, считал он, должно начинаться с опытного познания, построенного и проверенного на основе эксперимента: «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». Однако он не был сторонником крайнего эмпиризма, о чем свидетельствует его образное выделений трех путей в науке («путь муравья», «путь паука» и, наконец, наилучший – «путь пчелы»). Бэкон также проводил разграничение опытов на два вида (плодоносные и светоносные). Признавая важность первых, направленным на получение от науки практической пользы, он подчеркивает исключительную значимость вторых: «Развитию науки способствуют только те опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов».
Бэкон, конечно, сознает, что у индукции, как научного метода, есть свои слабости и границы применения: во-первых, человек может иметь контакт лишь с какой-либо частью окружающего его мира, что делает индукцию неполной, во-вторых, ощущения могут давать и ошибочные сведения, в-третьих, даже из-за одного отрицательного результата приходится отказываться от выведенного ранее общего положения. Поэтому он предусматривает для индуктивного исследования последовательное прохождение пяти этапов, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице: 1) таблица присутствия – перечисление всех случаев встречающегося явления; 2) таблица отклонения или отсутствия, куда заносятся все случаи отсутствия того и иного признака в представленных явлениях; 3) таблица сравнения или степеней – сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете; 4) таблица отбрасывания – исключение отдельных случаев, которые не типичны для данного явления; 5) таблица «сбора плодов» – формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах.
|
|
Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа теплоты, когда, сравнивая многочисленные ситуации, он приходит к выводу, что она всегда связана с движением частиц. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор науки, прежде всего те, которые опираются на непосредственные эмпирические исследования, широко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.
Выдающийся вклад в разработку методологии новой науки внес Рене Декарт (1596-1650). При этом путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Если бэконовская методология была эмпирической, то метод Декарта можно назвать рационалистическим. Отдавая должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, Декарт подчеркивал, что научные открытия совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического познания, в котором он более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к ясным и точным, т.е. достоверным выводам, к каковым не может привести опыт.
Суть рационализма Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должны лежать «врожденные идеи» (интеллектуальная интуиция), во-вторых, разум должен вывести из них на основе дедукции все необходимые следствия. К этому можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.
Декарт требует начинать исследование с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагало человечество, кроме тех, которые в силу своей простоты и самоочевидности не могут быть такое сомнение вызывать («Картезианское сомнение»). Этим он ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, фантастических и ложных представлений, принятых на веру и тем самым расчистить путь для подлинного научного знания.
Интеллектуальная интуиция выступает у Декарта и определяющим критерием истинности знания. Причем вера его в безошибочность такого критерия была безгранична. Ошибки произрастают никак не от интуиции, а лишь от свободной воли человека.
Рационалистический постулат «Я мыслю, следовательно, существую» является, по мнению Декарта, основой единого научного метода, который должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. С этой целью он вырабатывает, наряду с отмеченными выше исходными принципами, ряд правил применения своего метода:
1) «делить каждое из исследуемых мной затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления»;
|
|
2) «придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых, восходя постепенного к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в естественной связи»;
3) «составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
Весьма важную роль в становлении методологии науки Нового времени внес Готфрид Лейбниц (1646-1716), важнейшей заслугой которого явилась разработка (наряду с Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления, имевшая огромное значение для развития математики и применении ее в естествознании. Еще до него был создан ряд приёмов для решения задач на проведение касательных, отыскание экстремумов, вычисление квадратур и пр. Однако не было выработано общего метода, позволяющего распространить исследования, касавшиеся главным образом целых алгебраических функций, на любые дробные, иррациональные и трансцендентные функции, не были выделены основные понятия математического анализа и его общая символика. Лейбниц свёл частные приёмы матанализа в целостную систему, дал основные правила дифференцирования и интегрирования, подчеркнул взаимообратный характер этих главных операций анализа, предложил способы решения в квадратурах ряда дифференциальных уравнений, применяя для этой задачи бесконечные степенные ряды.
В механике Лейбниц впервые ввёл термин «живая сила», рассматривая ее как причину, которая исчерпывается по мере того, как переходит в действие. Он указал разницу между трением при скольжении и при качении, выдвинул идею барометра.
Вторую глобальную научную революцию историки науки чаще всего связывают с деятельностью Г. Галилея, И. Кеплера и особенно И.Ньютона.
Галилео Галилей (1564-1642) прославился своими физическими экспериментами и астрономическими наблюдениями. В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие им принципа инерции и исследование свободного падения тел имели огромное значение для становления механики как науки.
|
|
Но особенно методологически содержательным явилось открытие им принципа относительности. Галилей доказывает, что никакими механическими опытами нельзя определить, покоится ли данная так называемая инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно с некоторой скоростью. Все инерциальные системы отсчета физически равноправны в том смысле, что все законы механики применительно к ним одинаковы. Что касается равномерного прямолинейного движения, то оно может сохраняться сколь угодно долго. Утверждая это, Галилей фактически пользуется идеализацией. В реальной действительности равномерное движение в силу постоянных возмущений, воздействующих на любое тело, наблюдать невозможно. В теории же просто необходимо использовать идеализации.
Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным экспериментированием (реальным или мысленным), опирающимся на строгое математическое описание, т.к. «книга природы написана математическим языком». В отличие от «чистого эмпиризма» Ф. Бэкона (при всем сходстве их взглядов), Галилей был убежден, что в науке данные опыта никогда не могут быть даны в их «девственной первозданности», а всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Иначе говоря, опыт всегда «теоретически нагружен», благодаря чему факты получают соответствующую интерпретацию.
Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы:
1. Аналитический («метод резолюций») – прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракции и идеализации, с помощью которых выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость). Иначе говоря, вычленяются предельные феномены познания, логически возможные, но не представимые в реальной действительности.
2. Синтетически-дедуктивный («метод композиций») – выработка на базе количественных соотношений некоторых теоретических схем, которые применяются при интерпретации явлений.
Достоверное знание достигается в объяснительной теоретической схеме как единство чувственного и рационального, аналитического и синтетического. Имея в виду способ мышления Галилея и сделанные на его основе открытия, А. Эйнштейн и Л. Инфельд писали, что они были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли и отмечают собой действительное начало физики.
Завершается вторая научная революция творчеством Исаака Ньютона (1643—1727), научное наследие которого чрезвычайно глубоко и разнообразно, что сам он объяснял тем, «что стоял на плечах гигантов».
Программа, намеченная Галилеем, была систематически развита Ньютоном в его книге «Математические начала натуральной философии». Отметим в этой связи четыре наиболее существенных аспекта механики Ньютона: 1) метод принципов; 2) математический язык; 3) законы и начальные условия; 4) гипотетико-дедуктивную структуру механики.
Ньютон считал, что надо исходить из двух-трех принципов и уже на их основе объяснять все явления. Именно таким методом строятся важнейшие физические теории. В механике Ньютона главным принципом является первый закон Ньютона, который представляет собой переформулировку принципа относительности Галилея. Принцип всегда выражается положениями максимально общего характера. Другими словами, он фиксирует как раз то единое во многом, что так интересовало древних мыслителей. Древние представляли себе это единое очень наглядно, а на самом деле оно состоит в применимости одних и тех же законов к различным явлениям.
Но принципы желательно формулировать математически. Математическое описание удивительно эффективно. Почему? Прежде всего потому, что в адекватной форме фиксируется своеобразие физических теоретических конструкций. Широкой применимости физических принципов соответствуют математические преобразования, которые оставляют неизменными уравнения, выражающие физические законы. Физик-теоретик в своем стремлении обнаружить физические принципы ищет такие уравнения, которые, с одной стороны, описывали бы экспериментальные факты, а с другой – подчинялись бы определенным преобразованиям, оставляющим их инвариантными. Если это удается, то принцип найден.
Наряду с принципами теория содержит законы, которые описывают определенные классы явлений. В теории структура мира как бы разбивается на законы и на начальные условия. Закон всегда один и тот же, а начальные и последующие условия весьма изменчивы. В итоге оказывается «схваченным» сложное многообразие мира. В механике Ньютона законы справедливы при любых начальных условиях. И хотя в наши дни выяснена зависимость законов от начальных условий, незыблемым остается стремление к математическому отображению законов, однако при этом всегда сохраняется и представление о начальных условиях.
Рассмотренное нами строение ньютоновской механики фиксирует то, что в современных выражениях называют гипотетико-дедуктивной структурой научной теории. От принципов на путях дедукции – к эксперименту. Принципы изобретаются и опровергаются, а потому целесообразно, избегая доктринерства, не отрицать их в определенной степени гипотетического характера. Ньютон дал гениальный образец гипотетико-дедуктивного построения теории.
Содержание научного метода Ньютона сводится к следующим последовательным действиям:
1) провести наблюдения и эксперименты;
2) посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;
3) понять управляющие этими процессами фундаментальные принципы и закономерности;
4) математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов, осуществить математическое выражение этих принципов.
5) путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов построить целостную теоретическую систему.
6) использовать познанные силы природы, подчинив их, в том числе и посредством техники, человеческим целям.
Сам Ньютон с помощью своего метода решил три кардинальные задачи. Во-первых, четко отделил науку от натурфилософии и дал критику последней («Физика, бойся метафизики!»). Во-вторых, разработал классическую механику как целостную систему знаний о механическом движении тел, которая стала эталоном научной теории более чем на двести лет и в определенной степени сохраняет свое значение до настоящего времени. В-третьих, завершил построение новой, революционной для того времени картины мира, сформулировав ее основные идеи, принципы и понятия.
Таким образом, теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху, завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей систематические прорывы в новые предметные области. В свою очередь, эти прорывы открывают новые возможности для технико-технологических инноваций и для приложения научных знаний в различных сферах человеческой деятельности.