Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться также как исторически изменяющиеся. Но тогда необходимо проследить, опираясь на уже имеющиеся представления о структуре науки, как в ходе эволюции науки возникают все новые связи и отношения между ее компонентами, меняющие стратегию научного поиска.
Данная проблема имеет в себе три аспекта. Первый из них: представляет ли динамика науки просто эволюционное изменение, состоящее в расширении объема и содержания научных знаний или же это развитие с качественными скачками в знаниях, в том числе во взглядах на один и тот же объект исследования? Второй аспект: является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным[7] (простым накоплением знаний) или антикумулятивным (связана с постоянным отказом от прежних взглядов как несоизмеримых с приходящими к ним на смену)? Наконец, третий аспект: можно ли рассматривать динамику научного знания только как его само изменение или же она определяется также существенным влиянием на него внешних (в частности, социокультурных) факторов?
|
|
Говоря об исторической динамике науки, необходимо подчеркнуть, что она имеет направленный и необратимый характер. Это означает, например, что геометрии Римана и Лобачевского в принципе не могли появиться раньше геометрии Евклида, а релятивистская и квантовая механики – раньше или даже одновременно с классической механикой.
Зачастую это объясняют с позиций трактовки науки как обобщения фактов, когда эволюция научного знания истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а смена научных теорий понимается как смена одной, менее общей, теории другой, более общей. Такой подход был господствующим в философии науки вплоть до середины ХХ века. В качестве его аргумента был выдвинут так называемый принцип соответствия, согласно которому все положения старой теории выводятся в качестве частного случая новой. В качестве примеров приводились отношения между классической и релятивистской механикой в физике, дарвиновской эволюционной теорией и синтетической теорией эволюции в биологии, арифметикой натуральных чисел и арифметикой рациональных и действительных чисел и др.
Однако, при более строгом анализе понятий указанных выше теорий, заявленного соответствия между ними не обнаруживается, поскольку старая и новая теории оказываются несовместимыми друг с другом по целому ряду утверждений о свойствах и отношениях одной и той же предметной области. Правда, эта несовместимость является не абсолютной, а относительной. Во-первых, многие утверждения старой и новой теорий не только не исключают друг друга, а даже полностью совпадают (например, и в классической, и в релятивисткой физике утверждается, что последующее состояние физической системы зависит лишь от ее предыдущего состояния). Во-вторых, часть понятий старой и новой теорий абсолютно совпадают по содержанию (например, понятия массы в классической и в релятивистской механике, прямой линии в евклидовой, и в неевклидовой геометриях). Таким образом, новые теории отрицают старые не полностью, а лишь частично, предлагая в целом существенно новый взгляд на ту же самую предметную область.
|
|
Проблема выбора наиболее предпочтительной из конкурирующих теорий очень сложный, многофакторный и длительный процесс, отнюдь не сводимый не только к степени соответствия каждой из них имеющимся фактам, но и вообще к логико-методологической реконструкции. Как подчеркивали Т. Кун, П. Фейерабенд и ряд других философов науки, процесс смены фундаментальных научных теорий в значительной степени опирается на социальный, психологический и философский контексты, включающие не только знания, но и традицию, веру, авторитет, систему ценностей и многое другое. При этом переход от одной фундаментальной научной теории к другой означает, по сути, «обращение» дисциплинарного научного сообщества в новую «научную веру», после которого наступает период непрерывного кумулятивного процесса научного поиска в рамках новой парадигмы
Следует также отметить, что, по мнению указанных выше философов науки, несмотря на то, что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весьма опрометчиво делать отсюда однозначный вывод об имеющем место прогрессе в истинном содержании научного знания. Твердо можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их новые теории видят мир не просто существенно по-разному, но зачастую и противоположным образом.
Столь же неоднозначно решается в современной философии науки и вопрос о ее движущих силах. По этому вопросу существуют две альтернативные позиции: интернализм [8] и экстернализм [9].
В первой из них научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, содержание которой мало зависит от социокультурных условий ее бытия (экономики, политики, философии, религии, искусства и т.д.). Их влияние считается чисто внешним, не затрагивающим само содержание научного знания. Такой подход достаточно четко оформился в 30-е гг. XX века, однако наиболее ярко проявил себя в работах таких известных философов науки, как Поппер и Лакатос.
Различают две основные версии интернализма: эмпиристскую и рационалистскую. Согласно первой, источником роста содержания научного знания является нахождение открытие новых фактов. Теория же – вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов. Согласно рационалистской версии, основу динамики научного знания составляют изменения именно в теоретических подходах, которые по своей сути всегда есть либо результат интеллектуального творчества, либо перекомбинации уже имеющихся идей.
Оценивая эвристический потенциал интерналистской версии, необходимо отметить такие ее положительные черты, как подчеркивание качественной специфики научного знания по сравнению с вненаучными видами познания, преемственности в динамике научного знания, направленности научного познания на объективную истину. К отрицательным же ее чертам относятся: недооценка социально-исторической и субъективной природы научного познания, игнорирование культурной и личностной мотивации научного познания.
|
|
В противоположность интернализму, экстернализм исходит из признания основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, социальных потребностей и культурных ресурсов общества, его материального и духовного потенциала, а не сами по себе новые эмпирические данные или внутренняя логика развития научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения. Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на решение множества внешних для самого познавательного процесса проблем – инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных и др.
Идейные истоки экстернализма уходят в Новое время, когда научное познание стало сознательно ставиться в непосредственную связь с запросами общества, в частности – ростом могущества человека в его взаимодействии с природой и совершенствованием главных средств этого могущества – техники и орудий труда. Активные попытки реализации экстерналистской программы в осмыслении исторического развития науки были предприняты в 30-е годы XX века, а в 70-х гг. с этих позиций в рамках философии науки выступили Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани и др.
Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, экстерналисты расходятся в оценке влияния различных социальных факторов на это развитие. Одни (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.) считают главными факторами развития науки экономические, технические и технологические потребности общества, другие (А. Богданов), – тип социальной организации третьи (О. Шпенглер) – господствующую культурную доминанту общества, четвертые – локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научных коллективов и отдельных ученых (Т. Кун, П. Фейерабенд), пятые –наличный духовный потенциал общества (религия, философия, искусство, нравственность) и т.д.
Другим существенным пунктом расхождений среди экстерналистов является вопрос о том, влияют ли социальные факторы только на направление и темпы развития науки (как реакция на определенный заказ со стороны общества) или также и на метод науки и ее когнитивные результаты (характер предлагаемых учеными решений проблем). Вплоть до 70-х гг. большинство из них положительно отвечало только на первую часть дилеммы, считая, что содержание науки полностью определяется содержанием объекта; она располагает истинным методом, который инвариантен по отношению к различным социальным условиям и применяющим его субъектам. Исключение делалось только для социально-гуманитарных наук, где признавалось существенное влияние на теоретические построения социальных интересов и принимаемой учеными системы ценностей. Однако развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине XX века привело к крушению представления об инвариантности, всеобщности и объективности научного метода.
|
|
При решении вопроса о выборе между интерналистской и экстерналистской моделями движущих сил развития научного знания необходимо иметь в виду, что ни социокультурная среда в целом, ни один из ее факторов не могут прямо вызвать появление новой научной идеи. Между наукой и ее социальным окружением существует скорее отношение «кооперации», «резонанса», когда их «созвучие» способствует рождению новой идеи, показывая ее востребованность. Поскольку идея может «родиться» только от идеи же, постольку свое влияние на науку социальная среда может оказывать не непосредственно, а лишь через «когнитивных посредников», причем не обязательно из данной области науки или даже вообще из науки. Поэтому не просто социальный фон, а именно его когнитивная часть выступает посредствующим звеном вызова науке со стороны общества.
Таким образом, среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь и образует подлинную основу динамики научного знания как в отдельных науках, так и во всей его системе.
[1] От лат. «сингулярис» - отдельный, особый
[2] В терминологии Куна, парадигма (от. греч. «пример, образец») – определенный устоявшаяся в науке модель решения исследовательских задач. В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических норм, ценностных стандартов, мировоззренческих установок.
[3] Аксиология (от гр.: «аксис» - ценность, «логос» - учение) – учение о ценностях и смыслах человеческой жизни, их природе и сущности.
[4] Сциентизм (от лат.: «сциенция» - знание, наука) – мировоззренческая концепция, абсолютизирующая роль науки в современном общественном развитии.
[5] Суть принципа Ле-Шателье, который известен у физиков под названием принципа наименьшего действия, у биологов – закона выживания, у экономистов – закона спроса и предложения, состоит в том, что любая система стремится только к такому изменению, которое сводит к минимуму внешние нарушения. Другими словами, любая система стремится выйти из преобразований с возможно меньшими потерями. система стремится только к такому изменению, которое сводит к минимуму внешние нарушения. Другими словами, любая система стремится выйти из преобразований с возможно меньшими потерями.
[6] Г. Хакен. Синергетика. М.: Мир, 1985.
[7] От лат. «кумуляцио» - накопление
[8] От лат. «интериор» - внутренний
[9] От лат. «экстериор» - внешний